Педагогика и образование » Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью…»

«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я. Соловьев).

По нашему мнению, важно было бы определить, что такое семья с точки зрения психологической науки, рассмотреть, как строятся внутрисемейные связи, какую роль они оказывают на каждого из ее членов.

Основы целостного подхода к семье как единице изучения сформулированы Н. Аккерманом – одним из основателей семейной психотерапии. Он ввел понятия «идентичности» и «стабильности» семьи. Семейная идентичность – это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи. Стабильность семьи предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к дальнейшему развитию. Семья выступает как структура, характеризующаяся специфическими связями между составляющими ее элементами. Понимание семьи как системы позволяет распространить на нее широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

1. Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой.

2. Семейная система как целое образует у включенных в нее индивидов «системные качества». Иначе говоря, семья как целое определяет некоторые свойства и особенности, входящих в нее элементов.

3. Семейная система обладает свойством неаддитивности, т.е. не является суммой входящих в нее индивидов.

4. Каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы, и сам находится под их влиянием.

5. Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Еще по теме:

Преимущества тестовой технологии
Широкое использование тестов учебных достижений при оценивании уровня знаний является одним из направлений гуманизации системы образования, ...

Задачи по геометрии, решаемые методами оригами
Слово "оригами" происходит от двух японских слов: "ори" – сложенный, "ками" – бумага, и может быть переведено ...

Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru