Педагогика и образование » Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

«Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью…»

«Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» (Н.Я. Соловьев).

По нашему мнению, важно было бы определить, что такое семья с точки зрения психологической науки, рассмотреть, как строятся внутрисемейные связи, какую роль они оказывают на каждого из ее членов.

Основы целостного подхода к семье как единице изучения сформулированы Н. Аккерманом – одним из основателей семейной психотерапии. Он ввел понятия «идентичности» и «стабильности» семьи. Семейная идентичность – это содержание ценностей, устремлений, ожиданий, тревог и проблем адаптации, разделяемое членами семьи или взаимодополняемое ими в процессе выполнения семейных ролей. Это эмоциональное и когнитивное «мы» данной семьи. Стабильность семьи предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к дальнейшему развитию. Семья выступает как структура, характеризующаяся специфическими связями между составляющими ее элементами. Понимание семьи как системы позволяет распространить на нее широко известные положения, относящиеся к функционированию системных объектов:

1. Семья обладает сложным внутренним строением, своей психологической структурой.

2. Семейная система как целое образует у включенных в нее индивидов «системные качества». Иначе говоря, семья как целое определяет некоторые свойства и особенности, входящих в нее элементов.

3. Семейная система обладает свойством неаддитивности, т.е. не является суммой входящих в нее индивидов.

4. Каждый элемент семейной системы влияет на другие элементы, и сам находится под их влиянием.

5. Семейная система обладает способностью к саморегуляции.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.

Еще по теме:

Психологические особенности использования интернет-технологий в учебном процессе
Использование информационно-коммуникативных технологий представляет собой новый уровень опосредования мыслительной, творческой, коммуникативной и исполнительской деятельности и ведет к коренной перестройке различных сторон деятельности, включая учебную. Интернет-технологии как новая технология обуч ...

Основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией
Начинать коррекционную работу следует с психотерапии, она является не вспомогательным, а одним из ведущих приемов коррекции расстройств письменной речи. Основные задачи психотерапевтической работы при различных расстройствах заключаются в мобилизации ребенка на активное участие в коррекционной рабо ...

Синхронная дальняя конференц-связь
Синхронная дальняя конференц-связь, или телеконференция, в настоящее время существует в трех формах: конференц-связь по телефонному каналу, аудиографическая конференц-связь и телевизионная конференц-связь. Любая форма телеконференции представляет собой попытку использования системы телекоммуникаций ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.2444