Педагогика и образование » Процесс формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения » Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников

Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников

Страница 2

Таким образом, мы выяснили, что художественная литература влияет на несколько структурных компонентов сознания младших школьников: самосознание, ценностные ориентации, установка личности.

Считается, что назначение детской книги - развлекать ребенка и, конечно, учить и воспитывать. А ведь давно замечено, что талантливое художественное произведение дает бесценный материал для понимания неповторимого мира ребенка и может стать источником неожиданных педагогических открытий. Именно поэтам и писателям зачастую удается "перевести" педагогические проблемы на увлекательный, добрый и даже веселый язык рассказов, сказок и стихов.

Хотелось бы надеяться, что воспитатели и родители примут разумные и доброжелательные советы, "высказанные" в предлагаемых произведениях, и по достоинству оценят умение писателей и поэтов говорить о сложных вопросах без скучных нотаций и нудной назидательности. А для маленьких читателей эти сказки, рассказы, стихи будут еще одной запоминающейся встречей с художественным произведением.

Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически. Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.

Фольклорный материал широко используется в работе с дошкольниками.

Фольклор знакомит малышей с традициями и бытом русского народа на фольклорных произведениях, воспитывается любовь к родному языку, формирует познавательную активность, создает у детей радостное настроение, воспитывает у детей чувства безграничной любви к Родине, преданности русскому народу. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир, т.е. с первых лет жизни ребенка.

Фольклор воспитывает в детях патриотические чувства, с помощью фольклорного материала дети понимают, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день,— это и есть его Родина и что Россия – самая большая и богатая страна в мире, а быть гражданином этой страны — большая гордость. Целенаправленная педагогическая работа с фольклорным материалом развивает, воспитывает чувства, формирует убеждения ребенка.

Социальная значимость художественной литературы в развитии ребенка огромна. Художественная литература - звено, связывающее детей с прошлым и будущим, это путь к познанию вещей и явлений. Книга ключ к открытию мира и людей добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь общедоступной и могучей направляющей силы как художественная литература.

Очень большое значение имеет степень воздействия художественной литературы для ребёнка. Обращается внимание на правдивость и объективность, способность доступно излагать предложенный материал детям. Научиться слушать художественные произведение в истинном значении этого, но и "вычерпывать" из текста все заложенные в нем смыслы, а также, невыраженный словами тот смысл, который называется подтекстом

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1) Нравственные представления – образцы, ранее воспринятого нравственного поведения, а также образы, созданные продуктивным воображением, формы чувственного отражения действительности в виде наглядно-образного знания.

2) Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

3) Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Разработка программных средств для изучения темы MS Office
Разработка заданий для MS Word. В данной главе приведены примеры практических заданий, которые можно использовать при изучении дополнительн ...

Восстановление голоса при хронических ларингитах
Лица, страдающие хроническими ларингитами, являются трудным контингентом для восстановления голоса. Хроническое течение ларингита с обостре ...

Проект Локка о рабочих школах
Выше мы уже отмечали отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой масс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru