Эти базовые представления дошкольников несут функцию не только отражения основных свойств объективного мира, но и функцию общей организации, познавательного опыта детей, организации их когнитивной сферы. Чрезвычайно важное обстоятельство заключается в том, что эти представления тесно связаны с формированием начальных форм общего подхода к познанию окружающего мира, своеобразной методологии познавательной деятельности, которую ребенок реализует при ознакомлении с различными предметами и явлениями. Дети часто обозначают произвольным словом новый объект, который они уже выделили, но который остается для ребенка еще в значительной мере неопределенным. Такая своеобразная фиксация только лишь возникающего представления, знаний имеет важное значение для их дальнейшего развития на основе взаимодействия с уже имеющимися знаниями ребенка в процессе его активной деятельности с окружающим миром.
Образы, представления, понятия – самые различные психические образования когнитивного характера, - будучи сформированы в процессе деятельности, приобретают относительную самостоятельность и могут вступать друг с другом во взаимодействие, обусловленное как внутренним строением этих образований, так и общей направленностью личности ребенка.
Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представления, мышления, духовного общения людей является здесь еще непосредственно порождением материального отношения людей. Первоначально познание свойств, недоступных непосредственно – чувственному отражению, является прямым результатом действия, направленного на практические цели. Познавательный результат таких действий, отражаемый в словесной форме, приобретает характер, резко отличающий его от результата непосредственно – чувственного отражения, генерализуемых в соответствующих чувственных не образованиях, в так называемых эйдетических образах и представлениях.
Формирующиеся у отдельных людей представления, понятия, идеи подвергаются отбору и уточнению в соответствии с критерием уже не индивидуальной практики, а несоизмеримо более широкой и богатой практики общественной.
Таким образом представления относятся к таким психолого – педагогическим понятиям, которые формируются в рамках чувственного познания. Они несут функцию не только отражения основных свойств объективного мира, но и функцию познавательную, организации когнитивной сферы дошкольников в целом. Тем не менее представления обладают самостоятельной ценностью, как наглядное, зрительное отражение мира. Носят осмысленный характер, обозначаются словом и означают менее глубокое знание, чем понятие.
Пример написания контрольного эксперимента
После реализации методики по формированию представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент с целью выявления динамики формирования представлений детей. В нем приняли участие дети тех же групп, на базе которых происходил констатирующий и формирующий эксп ...
Понятие «сказкотерапия»
По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия - это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Основные задачи сказкотерапии: р ...
О введении иностранного языка в младшей школе
Четырехлетнее начальное образование рассматривается как первая ступень новой 12-летней школы, перед которой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития образования. На начальной ступени образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способност ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.