Педагогика и образование » Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы » Психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыка письма

Психофизиологические, психологические, педагогические условия формирования навыка письма

Страница 1

В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, Е.В. Гурьянова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения.

Как отмечает Б.Г. Ананьев, в процессе письма можно выделить 2 уровня организации:

сенсомоторный уровень, отвечающий за технику письма;

письмо, как речевая деятельность.

Психофизиологической основой процесса письма является совместная работа различных анализаторов. Традиционно выделяют 4 основных анализатора, отвечающих за письмо:

речеслуховой (акустический)

речедвигательный

речезрительный (оптический)

двигательный.

Л.С. Цветкова говорит об участии в процессе письма кинестетического, кинетического, пространственного, проприоцептивного анализаторов. Между этими анализаторными системами существует сложное условно-рефлекторное взаимодействие. Сенсомоторный уровень письма обеспечивает следующие операции:

звуковой анализ слов (установление последовательности звуков и уточнение слышимых вариантов звуковой фонемы);

перевод фонем в графемы

перевод зрительных образов букв (графем) в двигательные образы

Более высокий уровень, формируется на основе сенсомоторного, в котором, по мнению Е.В. Гурьянова, можно выделить два составляющих аспекта:

психологический;

лингвистический.

Психологическое содержание письма включает в себя:

мотив (намерение к письменной речи)

создание замысла (о чем писать)

определение общего смысла содержания письменной речи (что писать)

регуляция письменной деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями

В осуществлении процесса письма обязательно задействованы высшие психические функции: произвольное внимание, логическая память, смысловое восприятие, отвлеченное мышление и т. д.

Второй аспект - лингвистическая организация - отвечает на вопрос, какими средствами осуществляется письмо. Реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды - в лексико-морфологические и синтетические единицы (слова и предложения). При этом используется парадигма языковых средств, как указывает Е.С.Иванов.

Упрощенная психолого-лингвистическая модель процесса порождения письменной речи может представляться следующим образом:

мотив

программирование (общее содержание, последовательность, формулировка первой мысли)

оформление мысли в предложение, семантический этап переходит в языковой

анализ предложения на слова (выделение границ слов)

звуковой анализ структуры слов

соотнесение выделенных фонем с графемами

воспроизведение графем с помощью движений руки, как описывается в работе А.Н. Корнева.

К процессу письма имеет отношение весь мозг, все корковые отделы. Наибольшее участие принимают следующие участки коры головного мозга:

лобная доля (левое полушарие) отвечает за организацию произвольных движений, за двигательную организацию речи (центр Брока), за планирование и регуляцию деятельности.

Височная доля: слуховой, гностический центр речи (центр Вернике). Височная доля играет важную роль в организации механизмов памяти.

Затылочная доля отвечает за восприятие и переработку зрительной информации, за организацию сложных процессов зрительного восприятия

Теменная доля отвечает за восприятие и анализ чувственных раздражителей, за пространственную ориентацию (кожно-мышечно-кинестетическое чувство)

В нижней теменной извилине расположен центр праксиса, т. е усвоенных в процессе целенаправленных упражнений и автоматизированных движений (механический элемент письма).

Все мозговые зоны функционируют по принципу динамической локализации. Это обуславливает возможность компенсации нарушенной деятельности какого-либо из звеньев данной системы, обеспечивая письмо, как отмечает в своей работе Р.Е.Левина.

Письменная речь усваивается сознательно в процессе обучения. Для возможности обучения обязательно созревание мозговых структур, имеющих отношение к письму, чтению, подготовленность психологических процессов, участвующих в письменной речи.

По А.Н. Леонтьеву психическую структуру письма можно представить в виде трех основных операций:

процесс символизации фонем

процесс моделирования звуковой структуры слова

графомоторные операции

Предпосылки формирования этих операций:

навык символизации (формируется в символьных играх с замещением предмета, в ИЗО-деятельности)

развитие фонематического восприятия ребенка (Р.И. Левина [8] выделяет несколько этапов), завершающий этап - осознание звуковой стороны слов (с помощью специального обучения)

овладение фонематическим анализом, который необходим для моделирования звуковой структуры слов с помощью букв

графомоторные навыки, развитие которых тесно связано с состоянием зрительно-моторной координации

Предпосылками письма можно представить также:

Сукцессивные процессы, т. е. анализ и синтез временных последовательностей сигналов и стимулов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проблемное обучение как педагогическое явление
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он, например, писал: «Лучшим способом перевода механичес ...

Поликультурное воспитание на постсоветском пространстве
После распада СССР, краха стратегии создания «исторической общности — советского народа» новые государства, возникшие на постсоветском пространстве, поставлены перед нарастающей проблемой педагогических решений поликультурности. В новых государствах при определении отношения к этой проблеме обознач ...

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их даль ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.1999