Длительное время в России дети с умственной отсталостью находились в ведении Министерства социального обеспечения. По сути дела, забота о них сводилась к поддержанию их физического существования. Однако в последние годы ситуация изменилась: возник интерес к воспитанию, обучению и развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Ребенок с умственной отсталостью может достичь оптимального для него уровня развития только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления его индивидуального развития (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социокультурное). Основным условием и фактором развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым. При этом особая роль принадлежит игровой деятельности.
Игра – особая форма овладения действительностью путем ее воспроизведения, моделирования. В процессе игры ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие психических процессов (в частности, мышления, воображения и речи). В процессе игры происходит становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет сталкиваться постоянно. В игре он учится планировать и регулировать свои действия и действия своих партнеров. Но, чтобы игра стала действительно развивающей, ребенок должен пройти путь от овладения предметными действиями до освоения сюжетно-ролевой игры. При этом сначала осмысливаются сами действия с предметами, потом отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Далее осваиваются нравственные критерии, этическая сторона взаимоотношений, нормы и способы общения, эмоциональный отклик на хорошее и плохое.
В норме дети овладевают вершиной игровой деятельности – сюжетно-ролевой игрой – в конце раннего детства, к третьему году жизни, и с этого момента, вплоть до поступления в школу, игра становится ведущим видом деятельности ребенка, т. е. определяет его развитие. Дети с выраженным нарушением интеллекта и к концу дошкольного периода зачастую остаются на уровне предметно-манипулятивной деятельности. В их играх наблюдается стереотипность, формальность действий, отсутствие замысла и даже элементарного сюжета.
Умственно отсталые дети не используют предметы-заместители, предпочитают действия с реальными предметами. Кроме того, они не могут замещать действия с реальными предметами изображением действий или речью. Функция замещения в игре у этих детей к концу дошкольного периода не возникает, равно как и функция речи (у них нет не только планирующей или фиксирующей речи, но, как правило, и сопровождающей).
Таким образом, к тому моменту, когда игровая деятельность должна окончательно сформироваться и перестать быть ведущей, уступив свои позиции учебной деятельности, она у глубоко умственно отсталых детей остается на крайне низком уровне. Становится очевидным, что ребенок, мало играющий, а тем более не играющий, теряет в своем личностном развитии, что особенно ярко прослеживается на примере детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.
Исходя из вышесказанного, учителю-дефектологу в своей работе целесообразно опираться именно на игру, в частности на сюжетно-ролевую игру как средство коррекции и компенсации дефектов развития умственно отсталого ребенка, т. к. посредством игры педагог может развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников, управлять психическим развитием личности и тем самым готовить почву для успешного овладения детьми неигровой деятельностью (учебной, трудовой и т. д.).
А чтобы игра стала средством развития для глубоко умственно отсталого ребенка, необходимо создавать условия для формирования максимально полноценной игровой деятельности, т. е. учить детей играть.
Обучение сюжетно-ролевой игре включает в себя следующие этапы:
1. Проведение целенаправленных наблюдений на тему предстоящей игры (экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов и кинофильмов).
2. Беседы об увиденном, уточнение представлений.
3. Подготовка атрибутов.
4. Проведение игры в упрощенном варианте, при этом учитель выступает и в роли руководителя, и в качестве участника – исполнителя основной роли.
5. Развитие и углубление сюжета игры.
6. Видоизменение и дополнение в игре.
Главная цель при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью сюжетно-ролевой игре – формирование интереса, “вкуса” к игре. Как этого добиться?
Учебные материалы для организации ЕГЭ по информатике
В настоящее время в материалы по ЕГЭ включены разнообразные задания по основным разделам, соответствующие проекту требований к контрольным измерительным материалам ЕГЭ 2012 года, актуальному на данный момент. Рассмотрим некоторые из них. Задания из части А Раздел «Системы счисления» Знания о систем ...
Классификация моделей по фактору времени
По фактору времени модели делятся на: - Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту); - Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание ...
Содержание работы по орфографии в школе
Формирование орфографических умений и навыков невозможно без орфографических знаний и правил. Из орфографических знаний, правил, умений и навыков состоит работа по орфографии в школе. Орфографические знания складываются из понятий и фактов. Понятия отражают множество однородных фактов правописания. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.