Педагогика и образование » Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы » Анализ методических рекомендаций и обоснование направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма

Анализ методических рекомендаций и обоснование направления коррекционно-развивающей работы для преодоления нарушений письма

Страница 1

Дисграфия у детей - это одно из проявлений системного недоразвития речи и ряда неречевых функций, затрудняющих освоение письма, языковых знаний и умений. По мнению многих исследователей, нарушения письма основываются на совокупности дисфункций: дефектов устной речи, недостаточной сформированности психических процессов и их произвольности, мелкой моторики рук, телесной схемы, чувства ритма.

Нередко встречаются дизонтогенетические формы дисграфии, при которых наблюдается запаздывание созревания функциональных систем, участвующих в овладении навыком письма.

Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Система логопедического воздействия имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.

Конечно ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Поэтому рассмотрим несколько рекомендаций.

Можно потренировать с детьми ориентировку в пространстве в форме игры. Для этого нужно разграфить лист на девять квадратов и предложить ребенку посадить на любой из них игрушечную лягушку, например, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо… Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и теперь по ним будет путешествовать, например, буква А. Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? Ар, а если после Р? Ра.

Если ребенок упорно путает и плохо запоминает буквы, их можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек и «Лего», вышивать, рисовать на снегу. Только непременно нужно сравнивать полученные изображения с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме узнавать заготовленные заранее буквы на ощупь – за спиной или доставая из мешочка. Можно «писать» пальцем буквы на спине или на ладошке. Описывать очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы? Можно предложить в ряду правильно написанных букв найти неправильную. Или рассказать, как из П сделать Н. Очень любят ребята находить буквы, спрятавшиеся в геометрических фигурах. Например в той, что перед вами, – М, П, У, А, Х. Нашли? Теперь можно составить из них слова, указывает Е. Тихонова и Е. Куценко.

Еще одно привлекательное и полезное задание: разобраться, какие буквы "свалились в кучу" и изображены на рисунке.

Для тренировки звукового анализа полезно придумывать слова, начинающиеся на какой-нибудь звук, или играть, выстраивая цепочки слов, когда последний звук одного станет первым для следующего.

Для предотвращения ошибок на уровне слов нужно помочь ребенку сформировать понятие слова. В том числе показать ему значение предлогов, например, перемещая кубик или мячик относительно парты или коробки и комментируя его положение: на, в, перед, за. Для лучшего понимания, что такое слово, можно написать его на карточке, а потом разрезать. Тогда из лиса получатся два «неслова»: ли и са. А потом каждую часть дополнить до целого слова.

Подбор родственных слов и исключение лишнего (косить, коса, коснуться) – обычные упражнения в начальной школе. Они отчасти помогают бороться и с дисграфическими ошибками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Концепция патриотического воспитания граждан РФ
Концепция патриотического воспитания граждан РФ - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в области патриотического воспитания. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Росси ...

Концепция поддержки и развития детского чтения
В современной России заметна мировая тенденция падения интереса к чтению, которая особенно остро проявилась в детской и юношеской средах. Требуется осуществление культурной политики, предполагающей систему долговременных усилий, направленных на стимулирование читательской активности младших поколен ...

Цель, задачи, принципы деятельности социального педагога коррекционной школы по формированию здорового образа жизни воспитанников
Целью деятельности социального педагога специального учреждения по формированию здорового образа жизни является помощь детям с ограниченными возможностями в процессе их здоровой социализации. Данная цель достигается через решение следующих задач: изучить развитие личности в условиях ограничения воз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0214