Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев, как видно из опыта Н.А. Бастуй.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки, по мнению Л.П.Савиной оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
По данным представленных авторов (Л.П. Савиной, Н.А. Бастуй, Н.Н. Волосковой, С.Л. Андреевой и других) можно судить о том, что вовремя начатая логопедическая работа способствует правильному формированию речевой функции и преодолению дисграфии. В этой главе раскрываются методы и приемы логопедической работы по преодолению дисграфии у учащихся 4-го класса.
Авторы предлагают для каждого вида дисграфии свои способы, приемы и методы работы. Логопед и педагог должны работать в тесной взаимосвязи. Исследователи предлагают наиболее рациональные пути и направления в преодолении дисграфии. Они рекомендуют тренировать детей в ориентировке в пространстве, тренировать в звуковом анализе, развивать мотивацию, стремление к преодолению речевых нарушений и т.д.
Исследователи рекомендуют в логопедической работе использовать не только логопедические методы, но и психотерапевтические, так как в последние годы в школу приходят дети, имеющие массу физиологических, психологических и речевых проблем.
Исследователь Н.А. Бастуй знакомит с опытом японских ученых по развитию движений пальцев и кистей рук, так как установлено, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики. Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором подготовки руки к письму. Исследователи также указывают на то, что для того, чтобы компенсировать выявленные нарушения, нужны благоприятные внутренние и внешние условия развития детей.
Специфика логопедической работы с дошкольниками с нарушением зрения
Логопеду, работающему с детьми с нарушениями зрения, необходимо помнить, что при определенной остроте зрения рекомендовано предъявлять картинные пособия конкретного размера. Ниже представлена таблица, в которой в соответствии со зрением подбирается размер пособия. Таблица Острота зрения Размер посо ...
Семья как фактор формирования личности
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие – это ...
Понятия: воспитание, обучение, образования, педагогический процесс,
формирование, развитие
Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями – такими, как развитие и формирование. Поня ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.