Педагогика и образование » История педагогики и образования: основные аспекты » Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания

Сухомлинский о целях, задачах и принципах воспитания

Страница 2

Проблема нравственного воспитания в произведения Сухомлинского («Развитие гражданина», «Как воспитать настоящего человека»)

Приоритет в своей педагогической системе Сухомлинский уделял нравственному воспитанию, которое должно базироваться на чувстве справедливости: «Справедливость – это основа доверия ребенка к воспитателю». При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Сухомлинского, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью. Сухомлинский называл слово «тончайшим прикосновением к сердцу», которое способно сделать человека счастливым и несчастным. Большинство же – школьных конфликтов происходит из-за неумения учителей использовать дар слова или из-за боязни «закрытых» тем, которые при правильном подходе могут дать ребенку нравственные нормы.

Глубоко прав был В.А. Сухомлинский, отмечая, что нравственное воспитание эффективно повлияет на развитие личности, если удастся сделать ребенка воспитуемым (восприимчивым к воспитанию). А таким ребенок может стать, утверждал В.А. Сухомлинский, если мы можем дать ему радость, счастье. Несчастный ребенок не может постичь нравственной красоты ни умом, ни сердцем. Нужно, далее, сделать сердце ребенка тревожным, отзывчивым, тогда он будет стремиться обязательно сделать доброе для других людей, развиваться и совершенствоваться как личность. Нужно, чтобы рядом с ребенком была яркая личность и чтобы у ребенка была глубокая вера в человека. И наконец, необходимо, по глубокому убеждению В. А. Сухомлинского, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым.

То, что советовал педагогам В.А. Сухомлинский, неоднократно проверено им самим. Он создавал такие условия учебы, труда и жизни детей, которые способствовали их разностороннему росту и развитию.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Опытно-экспериментальная работа по использованию традиций народной педагогики как средства воспитания младших школьников
Опытно-экспериментальное исследование проводилось в школе № 24 г. Ефремов, в 4 «Д» классе, количество детей в классе 20 человек. Возраст детей варьировал от 10 до10,5 лет. (Данные смотрите в таблице №1.) Учитель Синицина Ольга Михайловна. Таблица №1. Список детей № п/п Имя Возраст 1 Роман Т. 10лет ...

Состояние исследования проблемы детской тревожности
Следует согласиться с тем, что упорядоченность в данном вопросе вносится выделением самостоятельных семантических единиц: тревоги, немотивированной тревожности и личностной тревожности. Приведенный ниже обзор работ осуществлен в соответствии с данной теоретической позицией. Чаще всего термин «трево ...

Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников
Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет луч ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved 0.5131