Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Содержание и организация исследования лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Содержание и организация исследования лексической стороны речи детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

В процессе разработки и адаптации методики экспериментального исследования мы изучили работы таких авторов как Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.В. Лопатина Л.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, О.Е. Громова, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева . М.М. Кольцова, С.Н. Цейтлин и др. , на основании которых были выделены следующие научно – теоретические основы исследования:

- о лексике русского языка, представляющую собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня.

- о развитии лексики в онтогенезе, которое обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

- о систематизации лексики в процессе развития ребенка в систему семантических полей. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантические поля, но и распределение лексики внутри семантического поля: выделяются ядро и периферия. Ядро семантического поля составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

- о стертой дизартрии, как речевом нарушении, характеризующемся невнятной, смазанной, малоразборчивой речью, обусловленной стволово – подкорковыми очаговыми поражениями мозга

- о наличии вторичных нарушений лексического компонента речевой функциональной системы у детей со стертой дизартрией. С точки зрения уровня несформированности лексического и грамматического строя речи категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи.

- о дифференциальной диагностике нарушений лексической системы при стертой дизартрии. Г.А. Волкова считает, что неточность употребления слов может происходить на основе: звуковой близости слов (клубок – колобок); отождествления наглядной ситуации – замещение названия предмета внешне сходным (сарафан – платье); сходных по своему назначению (тарелка- вилка); ситуационной связи друг с другом (клумба – цветы, марка – конверт); обозначение вместо предмета всей ситуации, что ведет к перефразу (душ – кран льет воду); замещения родственных семантических групп, расширения смыслового содержания (идет черепаха, идет по песку); сужение смыслового содержания (зашивает швея, зашивает платье), смещения лексико-грамматических признаков сходных слов (самолет заземлился),

В нашей работе мы применяем субтесты из методики исследования лексики у детей со стертой дизартрией Е.Ф. Архиповой, поскольку она была разработана применительно к данной группе детей, речевой материал подобран с учетом программы детского сада.

Цель экспериментального исследования: экспериментально изучить особенности лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет со стертой дизартрией, и выявить специфику логопедической работы по коррекции словаря.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Разработка, адаптация и проведение исследования уровня лексического развития детей 5 - 6 лет.

Анализ экспериментальных данных диагностического исследования.

Сравнение экспериментальных данных диагностики детей без речевой патологии и детей со стертой дизартрией.

Определение основных направлений и педагогических условий логопедической коррекции.

Еще по теме:

Понятие "индивидуализация" обучения
Одной из наиболее обсуждаемой за последние годы в педагогической науке проблем в свете реформирования современного образования является разработка индивидуального и дифференцированного подходов, как средство преодоления несоответствия между требованиями учебно-воспитательного процесса и реальными в ...

Крещение Руси и влияние христианства на развитие педагогической мысли. Поучение Владимира Мономаха как педагогический памятник 12 века
К X в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство – Киевская Русь. в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славя ...

График суммы и разности двух функций
Наиболее общий метод построения графиков суммы или разности двух функций заключается в том, что предварительно строятся (штриховыми линиями) два графика для обеих функций, входящих в сумму или разность, затем складываются или вычитаются ординаты этих кривых в характерных точках (пересечение кривых ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0285