Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной мотивации учения

Организация учебной деятельности как один из путей развития учебной мотивации учения

Страница 1

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то какова структура учебной деятельности, – от всего этого во многом зависит результат обучения. Отношение детей к собственной деятельности определяется в значительной тем, как учитель организует учебную деятельность, какова её структура и характер.

Изучение психологических исследований учебной деятельности, в частности Е.И. Саванько, показали, что для того, чтобы у учащихся развивалось правильное отношение к ней, нужно учебную деятельность строить особым образом. Выяснилось, что изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трёх основных этапов: мотивационного, операционально – познавательного и рефлексивно – оценочного. Проанализировав данные Е.И. Саванько мы не согласились с ее позицией в полной мере, так как в описании этапов чаще присутствует формулировка: «…учитель рассказывает, учитель уточняет, учитель делает вывод…», и мало учитывается мнение детей, их опыт, что по нашему мнению не способствует продуктивному обучению и развитию положительной учебной мотивации.

Чтобы мотивационная сторона учения была в поле зрения учителя, необходимо, чтобы он выделял в учебная деятельности учащихся в школьном процессе обучения три основных этапа, описание которых дано ниже.

Мотивационный этап.

На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны проделать, чтобы успешно выполнить основную учебную задачу. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:

Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:

а) постановкой перед учащимся задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы. Например, перед изучением темы «Предложение» учитель говорит: «Представьте, что вам надо рассказать своим товарищам о важном деле так, чтобы все поняли и начали действовать на основе вашего рассказа»;

в) обсуждением версий и мнений детей о том, как решалась проблема в истории науки.

Формулировка основной учебной задачи обычно производиться учителем или детьми, как итог обсуждения проблемной ситуации. Это может происходить, например, в такой форме: «Таким образом, мы будем изучить правила построения грамотной речи».

Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на которой они должны направлять свою деятельность в процессе изучения темы. «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающий в ход этот процесс, дающей ему направление», – писал Л.С. Выгодский. Важное условие организации учебной деятельности – подведения учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

Самоконтроль и самооценка деятельности по изучению темы

После того, как основная учебная задача принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, примерные сроки ее завершения. Это создает у учащихся ясную перспективу работы. Затем идёт обсуждение, что нужно знать и уметь для изучения темы. Тем самым у учащихся создается установка на необходимость подготовки к изучению материала. Завершается осуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторяют, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.

Весь этот этап изучения темы весьма важен для развития мотивации учебной деятельности учащихся. Вряд ли правильно поступают те учителя, которые его вовсе опускают или же ограничиваются одной фразой: «Сегодня мы приступаем к изучению темы…», переходя сразу к изложению нового материала. Такая «экономия времени» болезненно скажется на всем характере учебной деятельности учащихся.

2. Оперативно-познавательный этап.

На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в это содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит: будет ли учащимся ясна необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения ученой основной задачи, постановленной на мотивационном этапе. Осознают ли они закономерную связь между всеми частями учебными задачами и основой, выступают ли все эти задачи для школьника как явно видимая система, иерархия учебных задач.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

Концепция здорового образа жизни школьников специального учреждения
Что же такое здоровье? Один человек не заболевает гриппом даже при эпидемии, на другого достаточно чихнуть, и он уже болеет. Один в полынью зимой попадает и даже насморка не получит, другой – погулял на морозном воздухе, и у него уже ангина. О первом говорили, что у него крепкое здоровье, о втором, ...

Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2675