В психолого-педагогическом словаре дано такое определение: «экологическое образование – это система обучения, направленная на усвоение теории и практики экологии как одной из фундаментальных основ знания о природе и взаимоотношений в системе «общество-природа»; включает элементы географических, биолого-медицинских, социально-экономических и отчасти технологических отраслей знаний».
Митрюшкин К.П. экологическое образование определяет как психолого-педагогический процесс по формированию у ученика знаний научных основ природопользования и практических навыков по охране природы.
Н. Ф. Реймерс отмечает, что «экологическое образование – это система знаний об окружающей природоохранной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природоохранительной деятельности».
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
В нашем исследовании мы будем опираться на определение, данное в концепции общего среднего образования.
Так как, экологическое образование строится на положениях прописанных в «Концепции непрерывного экологического образования», то рассмотрим основные положения концепции непрерывного экологического образования:
основной целью экологического образования является формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, экологического сознания как мировоззренческой доминанты общества;
экологизация учебного процесса в образовательных учреждениях области, начиная с дошкольного этапа, и заканчивая системой повышения квалификации дипломированных специалистов.
ориентация экологического образования населения на формирование у человека целостной картины мира, помогающей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Не менее важным является вопрос о принципах и задачах экологического образования.
Методологическая основа экологического образования опирается на следующие подходы, исходящие из различий понимания экологического кризиса и путей выхода из него:
•естественнонаучный - причина кризиса – в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду. Решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественнонаучные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.;
•натуралистический - основная идея может быть сформулирована как «изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания»;
•глобально-биосферный - рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление. Выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;
•проблемный - рассматривает кризис как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у людей “чувства дома” и ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем. Решение проблемы видится в обучении людей конкретным навыкам по охране или восстановлению окружающей среды и развитию у них личной ответственности за свои действия;
Методы, приемы и средства воспитательного воздействия
на личность
Для решения воспитательных задач можно выбирать разные сочетания методов, приемов и средств. Этот выбор прежде всего зависит от специфики поставленных целей и задач. Воспитатель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям. Поскольку они являются "инструментами прико ...
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с уч ...
Лингвистический аспект логичности
Несмотря на то, что в методике преподавания иностранного языка необходимость развития логичной речи является аксиомой, при исследовании проблемы обучения культуре иноязычного общения само понятие логичности нуждается в уточнении. Чаще всего под логичностью речи понимают последовательность выражения ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.