Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Сущность понятия «экологическое образование»

Сущность понятия «экологическое образование»

Страница 2

В психолого-педагогическом словаре дано такое определение: «экологическое образование – это система обучения, направленная на усвоение теории и практики экологии как одной из фундаментальных основ знания о природе и взаимоотношений в системе «общество-природа»; включает элементы географических, биолого-медицинских, социально-экономических и отчасти технологических отраслей знаний».

Митрюшкин К.П. экологическое образование определяет как психолого-педагогический процесс по формированию у ученика знаний научных основ природопользования и практических навыков по охране природы.

Н. Ф. Реймерс отмечает, что «экологическое образование – это система знаний об окружающей природоохранной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природоохранительной деятельности».

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

В нашем исследовании мы будем опираться на определение, данное в концепции общего среднего образования.

Так как, экологическое образование строится на положениях прописанных в «Концепции непрерывного экологического образования», то рассмотрим основные положения концепции непрерывного экологического образования:

основной целью экологического образования является формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, экологического сознания как мировоззренческой доминанты общества;

экологизация учебного процесса в образовательных учреждениях области, начиная с дошкольного этапа, и заканчивая системой повышения квалификации дипломированных специалистов.

ориентация экологического образования населения на формирование у человека целостной картины мира, помогающей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Не менее важным является вопрос о принципах и задачах экологического образования.

Методологическая основа экологического образования опирается на следующие подходы, исходящие из различий понимания экологического кризиса и путей выхода из него:

•естественнонаучный - причина кризиса – в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду. Решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественнонаучные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.;

•натуралистический - основная идея может быть сформулирована как «изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания»;

•глобально-биосферный - рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление. Выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;

•проблемный - рассматривает кризис как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у людей “чувства дома” и ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем. Решение проблемы видится в обучении людей конкретным навыкам по охране или восстановлению окружающей среды и развитию у них личной ответственности за свои действия;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Воспитание и обучение в Древней Руси
Многие и по сию пору уверены, что в допетровскую эпоху на Руси вообще ничему не учили. Более того, само образование тогда якобы преследовал ...

Понятие, сущность и принципы дошкольного образования
Дошкольное образование в России - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 ...

Основные направления социально-педагогической деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков
В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности. Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-в ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru