Педагогика и образование » Методика формирования экологических знаний у младших школьников » Сущность понятия «экологическое образование»

Сущность понятия «экологическое образование»

Страница 2

В психолого-педагогическом словаре дано такое определение: «экологическое образование – это система обучения, направленная на усвоение теории и практики экологии как одной из фундаментальных основ знания о природе и взаимоотношений в системе «общество-природа»; включает элементы географических, биолого-медицинских, социально-экономических и отчасти технологических отраслей знаний».

Митрюшкин К.П. экологическое образование определяет как психолого-педагогический процесс по формированию у ученика знаний научных основ природопользования и практических навыков по охране природы.

Н. Ф. Реймерс отмечает, что «экологическое образование – это система знаний об окружающей природоохранной реальности как среде жизнедеятельности человека, о влиянии производственной деятельности общества на природную среду, а также знания, умения и навыки природоохранительной деятельности».

Концепция общего среднего экологического образования рассматривает экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

В нашем исследовании мы будем опираться на определение, данное в концепции общего среднего образования.

Так как, экологическое образование строится на положениях прописанных в «Концепции непрерывного экологического образования», то рассмотрим основные положения концепции непрерывного экологического образования:

основной целью экологического образования является формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой, экологического сознания как мировоззренческой доминанты общества;

экологизация учебного процесса в образовательных учреждениях области, начиная с дошкольного этапа, и заканчивая системой повышения квалификации дипломированных специалистов.

ориентация экологического образования населения на формирование у человека целостной картины мира, помогающей адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды. Не менее важным является вопрос о принципах и задачах экологического образования.

Методологическая основа экологического образования опирается на следующие подходы, исходящие из различий понимания экологического кризиса и путей выхода из него:

•естественнонаучный - причина кризиса – в недостатке у людей знаний о природе, природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду. Решение проблемы видится в обучении как можно большего числа людей экологическим знаниям через различные естественнонаучные дисциплины: биологию, физику, химию, географию и т.д.;

•натуралистический - основная идея может быть сформулирована как «изучение природы на природе, а не через абстрактные теоретические знания»;

•глобально-биосферный - рассматривает экологический кризис как глобальное планетарное явление. Выход видится в понимании людьми сущности глобальных экологических проблем и политических решений, концентрирующих усилия мирового сообщества;

•проблемный - рассматривает кризис как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у людей “чувства дома” и ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем. Решение проблемы видится в обучении людей конкретным навыкам по охране или восстановлению окружающей среды и развитию у них личной ответственности за свои действия;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей
Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Т.С. Комарова указывает: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободн ...

Современные представления об игре
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зав ...

Психолого-педагогические аспекты при решении задач с параметрами в средней школе
«Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте» - писал Я.А. Коменский в «Великой дидактике». Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических при ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 1.6215