Педагогика и образование » Конфликты в педагогическом процессе и технологии их разрешения » Способы разрешения конфликта

Способы разрешения конфликта

Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Нежностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики.

Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства и виртуозности, является использование юмора. Ограничения, которые здесь существуют, связаны с тем, что шутка должна быть доступна детям и не оскорбительна для них. Говоря о юморе, на ум приходят слова из одной некогда популярной песни: «Успех – он выбирает из тех, кто может первым посмеяться над собой». Действительно, улыбка и смех моментально разгоняют печаль, скуку, уныние, заряжая человека бодростью, радостью, хорошим расположением духа.

Компромисс одно из наиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Под компромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.

Компромисс может принести пользу в тех случаях, когда причины конфликта еще не осознаны педагогом, скрыты от его глаз. Тогда компромисс становится вынужденной мерой, используемой им в качестве способа выявления противоречия, которое сейчас угадывается лишь по внешним признакам выразительности субъектов, или, как иногда горят, интуитивно.

В отдельных случаях для разрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом в третьему, независимому лицу. В несколько извращенном виде данная форма довольно широко используется школьными педагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом в большинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновении конфликта провинившегося ученика без разговоров ведут к представителю администрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребенка. Конфликт же в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимает противоречия, возникшего между педагогом и учеником.

Третьим независимым лицом (или группой лиц) должен стать человек, которому право «судить» делегируется всеми членами коллектива. В состав третейского суда могут войти ученики, педагоги, родители, представители общественности, но все они должны быть хорошо знакомы детям и пользоваться их доверием. Такой неформальный орган может быть создан как на уровне школы, так и на уровне класса, необходимость же его определяется индивидуально каждым учреждением.

Разрешение сложившейся коллизии иногда совершается путем обоюдного анализа. Реализуя эту форму, педагог должен позаботиться о создании благоприятной, доброжелательной атмосферы, иначе анализ превратиться в разборку поведения ученика.

В особых случаях, когда конфликт зашел слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологически более сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание и принуждение. При этом следует иметь в виду, что форма временного расставания будет эффективной только в коллективе, а в диффузной группе она дискредитирует себя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума и принуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуется резкое изменение поведения ребенка, ибо дальнейшее развитие событий может нанести вред здоровью и жизни.

Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе, специально создавая конфликты в работе с детьми.

Раз человечество не может уйти от конфликтов, то нужно научиться жить с ними и творчески выходить из них. Ярким примером педагогического профессионализма может являться владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства и достоинства ребенка.

Еще по теме:

Формирование навыков учебной деятельности
Усвоение детьми программного материала в большей мере определяется работой, направленной на формирование навыков учебной деятельности. Важно с первых занятий развивать у ребят умение заниматься, систематически приучать к внимательному наблюдению за действиями педагога и одновременному слушанию его ...

Виды проблемного обучения и основные методы
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении ...

Методика ознакомления детей с поэзией в ДОУ
Для начала рассмотрим методические требования к заучиванию стихов. Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.1829