Педагогика и образование » Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника

Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.М. Горький, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

В советской дошкольной педагогике страстным защитником игры как формы обучения детей дошкольного возраста выступала Н.К. Крупская, она неоднократно говорила о значении игры как важнейшем средстве всестороннего воспитания дошкольников: «… игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». [9, с. 6] Называя народные игры, Н.К.Крупская отмечала их большое значение в воспитании у детей целого ряда качеств: находчивости, дисциплинированности, наблюдательности, чувства юмора.

Значение сенсорного развития в дошкольном детстве также трудно переоценить. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

Дидактическая игра как средство развития интеллекта ребенка выступает и как средство развития сенсорного восприятия, и как средство сенсорного развития в целом.

Актуальность предложенной темы заключается в том, что проблема дидактических игр рассматривалась многим зарубежными и отечественными учеными, педагогами и психологами, но немногие ученые связывали дидактические игры и сенсорное развитие дошкольников.

Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития дошкольников.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: если при построении работы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста опираться на дидактические игры, то процесс развития сенсорики таких детей будет протекать более успешно.

Цель данной работы: изучить влияние дидактических игр на процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста.

Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучение и анализ источников.

2. Изучение особенностей сенсорного развития детей.

3. Определение дидактических игр для развития сенсорики.

Для подтверждения гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

изучение и анализ психологической, педагогической, и методической литературы;

метод наблюдения;

метод диагностики;

метод эксперимента; метод статистической обработки результатов экспериментального исследования

Апробация материалов исследования была проведена в 2009 г. в детском саду № 169 г. Кургана.

Еще по теме:

Ориентировка в пространстве и времени
Программа младшей группы предлагает учить детей различать пространственные направления от себя: впереди (вперед) — сзади (назад), слева (налево) — справа (направо). Основой различения пространственных направлений служит четкое различение детьми частей своего тела и определение сторон на самом себе. ...

Технология подготовки и проведения мероприятия для младшего школьного возраста
Ежегодно на базе Городского Дворца Культуры города Полярные Зори проводится городское мероприятие для младших школьников «Бал Первоклассника» основой которого является детская игровая пьеса или игровое театрализованное представление для младших школьников. Ввиду того, что на «Бал Первоклассника», к ...

Изучение методики коррекционной работы
Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Пер ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0177