Педагогика и образование » Деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы

Деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы

Актуальность данной темы обусловлена современным состоянием семейного неблагополучия и стремительным ростом самих неблагополучных семей в городах России и Республики Башкортостан. Вопросы формирования семейного неблагополучия привлекают к себе все более пристальное внимание специалистов различных областей, т.к. количество неблагополучных семей возрастает с каждым годом. Кроме того, известен тот факт, что лишь незначительная часть неблагополучных семей, обращаются за помощью самостоятельно.

Нравственно-психологическая атмосфера неблагополучных семей порождает «трудных детей». До 90% детей из этих семей имеют отклонения в поведении от нормы. Для них характерны психологическая несовместимость среди членов семьи и в микроокружении, своеобразное понимание проблем сплоченности, авторитета, лидерства.

Социальный педагог оказывает помощь различным категориям семей. В дипломной работе представлена методика работы социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы. Описана работа с семьей в школе и с так называемыми трудными детьми.

По статистическим данным сейчас в стране 422 дома-ребенка для 35 тыс.детей, 745 детских домов для 84 тыс.детей, 237 школ-интернатов для 71 тыс.детей. В России ежегодно выявляются около 100 тыс.детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернат 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители.

Данная социальная проблема особенно актуальна не только в городской среде, но и в сельской местности. Поэтому крайне важно формировать у семей и подростков правильные социальные установки, нормы поведения, взгляды.

Изучив и проанализировав публикации последнего времени по данной проблеме в отечественных исследованиях, мы пришли к выводу, что на современном этапе уже накоплен разнообразный материал по отдельным аспектам поддержки семьи. В исследованиях наметились несколько направлений:

- изучение форм, методов работы, прав и обязанностей социального педагога (Ю.В.Василькова);

- изучение правовых аспектов проблемы (Ю.В. Василькова);

- поиски путей предупреждения неблагополучных семей (М.А. Галагузова, П.А. Шептенко).

Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной поддержки семьи. Формирует навыки здорового образа жизни, влияет на уровень притязаний и самооценку детей, осуществляет совместную работу с семьей подростка для контроля над ситуацией, привлекает специалистов-медиков, психологов, педагогов и др.

В результате интерпретации теоретических положений следует отметить, что в литературе не в полной мере раскрыта деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы. Выявленное противоречие определило тему исследования: «Деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы».

Цель исследования – рассмотреть деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы.

Объект исследования: процесс деятельности социального педагога по поддержке семьи.

Предмет исследования: методы и формы работы социального педагога по поддержке семьи.

Гипотеза исследования: деятельность социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы будет эффективна, если:

- будут учтены возрастные особенности детей;

- будет разработана и апробирована программа по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы;

- будет взаимосвязь детей и родителей с другими специалистами (психологом, социальным педагогом, инспектором ОДН и др.).

Задачи:

1. Рассмотреть и проанализировать деятельность социального педагога в условиях сельской общеобразовательной школы;

2. Изучить взаимодействие социального педагога с семьями учащихся;

3. Определить основные функции и методы работы социального педагога;

4. Разработать и апробировать программу деятельности социального педагога по поддержке семьи в условиях сельской общеобразовательной школы;

5. Составить методические рекомендации по поддержке семьи.

Методы исследования: анализ теоретической литературы; анализ и синтез; метод анализа документов.

Практические методы: анализ документов, моделирование, конкретизация, тестирование, наблюдение.

Теоретическую основу составляют:

1. Идеи деятельностного подхода (Л.Н. Леонтьев, Л.Ф. Выгодский, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин) и др.;

2. Ведущие взгляды по взаимодействию семьи и школы (М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова, П.А. Шептенко, И.В. Юричка) и др.

Практическая значимость исследования: разработаны практические рекомендации по поддержке семьи в сельской общеобразовательной школе, а результаты и выводы исследования могут использованы учителями, социальными педагогами, психологами.

Базой исследования является средняя общеобразовательная школа с.Уткалево Белорецкого района.

Новизна данной работы заключается в выявлении особенностей работы социального педагога в условиях сельской школы по поддержке семьи.

Еще по теме:

Особенности конструктивной деятельности
Конструктивная деятельность учителя – это мыслительная деятельность по проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня. Её содержание – отбор и проектирование учебного м ...

Организация процесса оценки эффективности воспитательной деятельности офицеров
Эффективным условием оптимизации организации процесса оценки эффективности воспитательной деятельности является создание целого комплекса методик, тестов, разработку программ по оценке для ЭВМ, обеспечение субъектов оценки необходимыми теоретическими источниками. В отделах воспитательной работы сое ...

Показания к проведению логопедического массажа
Противопоказания к проведению логопедического массажа. Показания к проведению логопедического массажа. Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.1897