На всей территории России не смотря на большое количество сирот, количество детских домов сокращается, и это происходит по двум причинам. В первую очередь прикладываются все усилия для того, чтобы наладить взаимодействие с биологическими родителями и в случае, если ситуация не меняется, подыскиваются приемные или опекунские семьи. Дети, переходящие на патронатное воспитание и в опекунские семьи часто имеют психические нарушения разной степени тяжести.
Одной из важных проблем специальной психологии является интеграция подростков с ограниченными возможностями здоровья в социум. Основной ступенью для решения этой проблемы является специальное обучение, которое обеспечивает успешность интеграции подростков и обусловливает достижение ими приемлемого обществом качества самостоятельной жизни.
Характер построений отношений школьников с учителем положительно сказывается на уровне развития социально-перцептивных умений учащихся, накоплении ими социального опыта.
Умственная отсталость значительно затрудняет построение отношений.
В работах исследователей раскрыты представления о будущем подростков с легкой умственной отсталость (Ю.В. Борисова), особенности осмысленного отношения умственно отсталого подростка к миру (В.М. Навицкая).
Цель исследования - изучить особенности представления об учителе младших подростков с легкой умственной отсталостью из родительских семей и младших подростков с легкой умственной отсталостью воспитывающихся в опекунский семьях.
Гипотеза: Мы предполагаем, что формирование представления об учителе младших подростков с легкой умственной отсталостью детерминируется в большей степени особенностями развития детей, и в меньшей степени условиями их проживания и воспитания.
Объект исследования: дети среднего школьного возраста с легкой умственной отсталостью из полных семей и из семей опекунов. Было исследовано 36 испытуемых: экспериментальная группа - 18 учащихся пятых классов из полных семей; контрольная группа - 18 учащихся пятых классов из семей опекунов.
Предмет исследования: представление об учителе, о себе, личностные особенности учащихся 5 классов с легкой умственной отсталостью.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ подходов к изучению представления об учителе подростков с УО
Провести сравнительный анализ представления об учителе подростков с УО воспитывающихся в полных семьях и семьях опекунов.
Сравнить обусловленность представления об учителе личностными особенностями подростков.
Выявить общие, специфические и частные особенности психологического содержания представления об учителе подростков с УО из благополучных семей и подопечных.
Методы исследования и экспериментально - психологические методики:
Теоретический анализ и обобщение данных научной литературы.
Психологический эксперимент с использованием методик.
В психологическом эксперименте использовались следующие методики:
Проективный метод "Тест Руки"
Проективный метод Рисунок "Человека"
Незаконченные предложения
Проективный метод Рисунок "Учитель"
учитель умственная отсталость подросток
Практическая значимость: работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть применены в разработке коррекционных программ, а также для дальнейших исследований в области специальной психологии.
Графики произведения и частного двух функций
Произведение и частное двух функций поддаются общему исследованию, на основании которого и может быть построен график. Часто построение графика упрощается, если предварительно построить вспомогательные графики функций, входящих в произведение или частное. Иногда произведение или частное возможно пр ...
Социальные проекты старших подростков
В настоящее время, несмотря на государственный заказ, государственные и корпоративные программы поддержки социальных проектов школьников, отсутствует единая норма организации такого рода проектов. Тема социального проектирования сегодня обсуждается как актуальная и в сфере образования, и в сфере мо ...
Методика логопедического обследования дошкольников с нарушением зрения
С учетом выше сказанного проводится логопедическое обследование дошкольников с нарушением зрения для выявления уровня речевого недоразвития и составления коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя речи. Методика логопедического обследования должна быть построена так, чтобы м ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.