В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека.
Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума.
Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
- от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
- от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
- от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
Актуальная проблема моего исследования - это проблема развития направленности на диалоговое общение при групповой форме обучения. Занимались данной проблемой Брудный А.А., Йотов Ц., Леонтьев А.А., Лобанов А.А., Зимняя И.А., Харламов и другие.
Объектом исследования является образовательный процесс выстроенный через групповую деятельность.
Предметом – выявление психолого-педагогических условий развития у учащихся направленности на диалогическое общение.
Основные методы исследования – это изучение и анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Целью работы является разработка авторской педагогической технологии по развитию у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения.
Задачи исследования:
Выявлении психологических аспектов диалогического общения;
Выявлении педагогических условий развития у учащихся направленности на диалогическое общение;
Выявление особенностей взаимодействия учителя с учащимися при групповой деятельности;
Определение методических возможностей и сложностей темы «Основы электродинамики»;
Разработке занятий по теме с использованием составленной технологии.
В соответствии с выше сказанным можно сформулировать следующую гипотезу: процесс развития у учащихся направленности на диалогическое общение при групповой форме обучения будет наиболее эффективным, если:
1. Общение будет рассматриваться как процесс передачи, приема и взаимного обмена информацией;
2. В обучении используется диалог при групповой форме обучения и ориентирующая деятельность личности педагога направлена на взаимодействие с учащимися и учащихся между собой.
3. В процессе обучения при реализации классно-урочной системы обучения учитель организует групповые формы учебной деятельности учащихся.
4. Учитывая трудности и сложности изучаемой темы учитель методически верно выбирает методы и средства обучения.
Синхронная дальняя конференц-связь
Синхронная дальняя конференц-связь, или телеконференция, в настоящее время существует в трех формах: конференц-связь по телефонному каналу, аудиографическая конференц-связь и телевизионная конференц-связь. Любая форма телеконференции представляет собой попытку использования системы телекоммуникаций ...
Использование игровых приемов в процессе ритмических движений
В музыкальном воспитании детей очень большое значение имеют музыкально-ритмические движения. Основой ритмических движений является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используют как средства более глубокого его восприятия и понимания. Работу строится в эт ...
Определение интернет-технологий
в образовании
Чтобы понять плюсы и минусы появления новых коммуникационных технологий, а именно интернет-технологий, и оценить их влияние на учебный процесс, рассмотрим некоторые аспекты развития образования. В историческом плане можно говорить о четырех эпохах в образовании: безбумажной, бумажной, компьютерной, ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.