Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека и определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.
Важнейшей задачей массового музыкально-эстетического воспитания является формирование способностей воспринимать и эстетически оценивать все явления жизни, действительности и музыкального искусства в свете эстетического идеала. Характер эстетических идеалов ребенка является главным показателем уровня его оценочных музыкально-эстетических представлений, то есть развитости его способностей эстетического и музыкального восприятия, эстетического и музыкального вкуса.
Первоначально в своей непосредственной целостности музыкально-эстетическая культура личности предстает как часть общей духовной культуры. В ней выражается способность воспринимать и творить мир музыки не только в соответствии с нормами эстетического отношения, соприкасающимися с красотой, совершенством, гармонией.
Уровень музыкальной культуры личности характеризуется таким комплексом ее проявлений, как способности, установки, знания, умения, навыки, оценки. Все эти формы или слагаемые музыкально-эстетической культуры личности возникают на основе музыкальной деятельности и развитого музыкального сознания.
Музыкально-эстетическая культура личности выступает как единство способностей, музыкально-эстетических знаний, навыков поведения, чувств, оценок и убеждений. Она выражается в наличии и развитости музыкальных задатков и способностей; в содержании эстетических позиций личности, инициативы, установок на музыкальную деятельность; в системности, проявляющейся в умениях, навыках как необходимых элементах музыкального творчества; в развитости чувственно-оценочного отношения и образного мышления, позволяющего ориентироваться в многообразии музыкальных ценностей, формировать через механизмы ценностных ориентаций восприятие, переживание, оценки, вкусы, идеалы и взгляды.
Соответственно этим слагаемым музыкально-эстетической культуры личности выделяются пять ее подсистем или образований. Это сферы музыкальности, мотивации, информации, операциональности, оценочности.
Музыкальность как подсистема культуры личности представляет собой комплекс способностей, которые обеспечивают успех музыкальной деятельности.
Мотивационная подсистема музыкально-эстетической культуры личности включает в себя все многообразие установок личности, обуславливающих музыкальную деятельность, интересы, убеждения, цели, планы. При формировании мотивационной сферы личности создаются предпосылки для развития ее музыкально-эстетической культуры в целом.
Информационная подсистема музыкально-эстетической культуры личности представляет собой систему всех видов и форм знаний о музыке. К ним следует отнести музыкальные чувства, восприятия, представления, понятия, суждения, гипотезы, учения, взгляды, концепции, теории. Все они являются отражением в музыкальном сознании человека объективных явлений и свойств, отношений мира музыкального искусства. Процесс формирования системы музыкальных знаний личности имеет нравственную и педагогическую направленность и являются процессом музыкального образования.
Операциональная подсистема музыкально-эстетической культуры личности - это совокупность всех видов и форм его музыкальной деятельности и тех элементов, на основе которых она складывается: умений, навыков, привычек, способов, приемов и методов. Эта подсистема музыкально-эстетической культуры формируется в процессе музыкального обучения.
Описание
игровых методик, применяемых на уроках информатики
В данном параграфе приводятся фрагменты уроков с использованием игровых элементов. Рассмотрев игровые элементы, применяемые на уроках информатики, необходимо уточнить, на каком этапе урока нужно применять ту или иную игру. Опишем фрагменты урока с применением перечисленных выше игровых элементов. И ...
Понятие личности
ребенка в аспектах нормы
Сразу же следует оговорить, что сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Важно помнить, что норма – это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действит ...
Анализ занятия по рисованию. Тема: «Укрась тарелочку»
Задачи, которые поставил педагог: Учить составлять узор на круге, заполняя края и середину, используя приемы примакивания, рисование концом кисточки. Воспитывать аккуратность в работе с красками. Анализ: К занятию педагог была готова. Хорошо продумана структура, логическая последовательность и взаи ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.