В пении как и в других видах исполнительства, ребенок может активно проявлять свое отношение к музыке. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Однако у них иногда отсутствует культура пения: большинство детей неточно интонируют, скандируют слова песни, поют громко, крикливо, не владеют в достаточной степени певческими навыками, поют невыразительно.
В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить мелодию песни.
В работе над дыханием можно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Можно предложить детям после вступления к песне “понюхать цветок” и сразу начать петь. Чтобы дети “не разрывали” слово сравниваем показ правильного и неправильного исполнения. А затем дети исполнят правильно.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника – одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников.
В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают и испытывают определенные чувства.
Система работы включает в себя решение нескольких задач:
1. Совершенствовать голосовой аппарат у детей, опираясь на примерный диапазон звучания;
2. Прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение в зависимости от содержания песни;
3. Формировать навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения;
4. Развитие ладового, метроритмического чувства
Следует ориентироваться в работе на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.
Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П.И.Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.
Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста использую игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами.
Все это способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию. Например: «Чудесный мешочек», куда могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые песни. Дети по звучанию музыки должны определить, кто находится в мешочке. Такая игровая форма нравится детям, они активно включаются в разговор с куклой.
«Тихие-громкие звоночки» - направление на развитие динамического восприятия.
Например: при разучивании таких пьес, как «Марш», «Колыбельная», «Песня», можно для закрепления провести игру «Что делаю дети», «Зайцы», «Песня, танец, марш».
Постепенно благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения.
Музыкально-игровые приемы, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.
Свои занятия с самыми маленькими необходимо строить в виде игры, маленького сюрприза. Если в руках зайчик, то обязательно читается стихотворение о нем, дети слушают музыку, как он скачет, убегает от лисы, затем зайчик пляшет под веселую музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, бубне, погремушке), а в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки. Эта структура остается, если идет работа с куклой, мишкой, матрешкой.
Для закрепления знакомых песен, используется игра «Волшебный волчок», которую можно проводить в разных вариантах: дети определяют песню по вступлению, запеву, припеву, которые исполняются на фортепиано.
Попевку «Бубенчики» Е.Тиличеевой, можно использовать для закрепления знаний о звуках на разной высоте и в качестве музыкально-дидактической игры. Раздаются детям карточки с изображением красного низкого бубенчика, желтого среднего бубенчика, зеленого высокого. Когда на каком-либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с изображением красного бубенчика. Или можно так, музыкальный руководитель показывает бубенчик, дети должны пропеть звук соответствующий бубенчику.
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе выполнения
творческих заданий
Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться [8, 49], одним из условий овладения такой стратегии ...
Назначение и место учебного предмета в структуре, подготовке
квалифицированных рабочих
Значение темы в курсе. Изучение данной темы в курсе "информатики" старших классов связано с тем, что Excel является наиболее распространенным редактором таблиц. Он позволяет создавать таблицы, рассчитывать формулы, строить графики по данным, занесенным в таблицу на профессиональном уровне ...
Цели деятельности современной школьной библиотеки
И.С. Пилко, доктор педагогических наук Кемеровского государственного университета культуры и искусств, утверждает, что любая библиотечная технология обладает рядом признаков: -целесообразность достижение планируемого результата с оптимальными затратами; -процессуальность= алгоритмическое представле ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.