Педагогика и образование » Сравнительное изучение состояния словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма » Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей

Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей

Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период с октября по ноябрь 2007 года.

Для сравнительного исследования были отобраны две группы детей в возрасте 9-9,5 лет: из них десять школьников с дисграфией, посещающих школьный логопункт (восемь мальчиков и две девочки) и десять учащихся без специфических нарушений письма, со средней успеваемостью, это дети с нормальным речевым развитием, обучающихся в общеобразовательной школе (семь мальчиков и три девочки).

Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение и интеллект.

Социальный статус у детей контрольной группы благоприятный, все дети из полных семей. У детей экспериментальной группы - менее благоприятный. Пятеро детей проживают в детском доме, их родители лишены родительских прав.

При формировании экспериментальной группы, отбор школьников производился на основе логопедического обследования и изучения документации медико - психолого - педагогического характера.

У детей экспериментальной группы, в отличие от детей контрольной группы, отмечалась дисграфия.

Результаты исследования анамнеза детей с общим недоразвитием речи показали, что у матерей трёх детей наблюдался токсикоз в первой половине беременности; матерями ещё двух детей применялись лекарственные препараты во время беременности; в четырех случаях применялась стимуляция во время родов (в одном случае – механическая, в трёх – лекарственная); у одного ребёнка во время родов отмечалась асфиксия. Имело место и воздействие различных вредоносных факторов в различные периоды развития ребёнка.

У всех детей экспериментальной группы отмечалось позднее начало речи, появление связной речи нередко задерживалось до 2-3 лет. Также можно отметить недоношенность или незрелость детей при рождении.

Таким образом, общее недоразвитие речи у этой категории детей обусловлено пренатальной и натальной патологией.

Изучение речевых карт, беседы с учителями, логопедом и наблюдение за детьми показали, что для детей этой группы характерна недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, таких как внимание и память; словесно-логическое мышление; общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы общеобразовательной школы.

На момент обследования дети занимались с логопедом на протяжении различного времени (4 детей – третий год, 6 учащихся – второй).

У детей контрольной группы (в отличие от их сверстников из экспериментальной группы), речевое развитие соответствовало норме. Дети с удовольствием отзывались на приглашение немного с ними поиграть (обследовать). Они были усидчивы, внимательны. При обследовании вели себя спокойно, внимательно выслушивали задания.

Количественная оценка результатов проводилась по шестибалльной шкале. Критерии оценки базировались на учете количества правильно выполненных испытуемыми заданий.

Таким образом, мы подобрали две однородные группы детей, одинаковые по возрасту и модификация методики позволит нам получить наиболее объективные данные о сформированности словоизменения существительных у детей с дисграфией и без специфических нарушений письма.

Еще по теме:

Просветительская деятельность Н.И. Новикова. Первый журнал для детей
Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков в воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти н ...

Размещение объектов в уголке природы
В детских садах уголок природы организуют для каждой группы отдельно. Объекты его размещают в светлой части комнаты (на низких столиках и подоконниках) так; чтобы, они были хорошо освещены, но не загораживали свет из окна. Окно для уголка живой природы должно быть обращено на, юго-запад, юг или юго ...

Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит при сочетании различных методов и приемов обучения. Используются наглядные методы и приемы: «Посмотри и найди такую же фигуру», «На что похожа фигура» и др. Широкое применение в обучении находят практические методы и приемы: «Найди, ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0052