Наша работа посвящена важной и актуальной проблеме – изучению процессов словоизменения у младших школьников с дисграфией. Значимость данной проблемы обусловлена тем, что у детей с нарушениями письменной речи отмечаются своеобразные особенности формирования речевых и неречевых функций и процессов, связанных с овладением письмом.
В настоящее время выявляется, по данным И.Н.Садовниковой -28%, а по данным Л.Г.Парамоновой – 30% школьников со специфическими нарушениями письма. Эти цифры дают наглядное представление о том, насколько многочисленна категория детей, нуждающихся в логопедической, психолого-педагогической и медицинской помощи.
Младшие школьники с дисграфией при переходе из класса в класс, где уровень обучения предполагает новые, более сложные требования к учебной деятельности, переносят и накапливают неисправленные трудности. Эти трудности еще более усугубляют и усиливают негативное отношение детей к обучению в школе, снижают учебную мотивацию и вызывают вторичные психологические наслоения.
Зачастую у детей с дисграфией наблюдаются трудности в усвоении морфологии и синтаксиса, проявляющиеся в стойких аграмматизмах не только в устной речи, но и на письме. Вопрос особенностей словоизменения у младших школьников с дисграфией, на наш взгляд, изучен недостаточно, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Объект исследования: словоизменение имен существительных.
Предмет исследования: состояние функции словоизменения имен существительных у младших школьников с дисграфией.
Цель исследования: изучить в сравнительном плане состояние функции словоизменения имен существительных у младших школьников с дисграфией и у учащихся без специфических нарушений письма.
Задачи исследования:
Анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования.
Разработка методики исследования словоизменения существительных у учащихся третьих классов общеобразовательной школы с дисграфией.
Проведение в сравнительном плане констатирующего эксперимента и количественно – качественный анализ его результатов.
Разработка методических рекомендаций по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
Гипотеза исследования: можно предположить, что у детей с дисграфией функция словоизменения имен существительных менее сформирована, чем у учащихся без специфических нарушений письма.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что:
были уточнены особенности состояния словоизменения существительных, у детей младшего школьного возраста с дисграфией в сравнении со сверстниками без специфических нарушений письма;
определены основные направления логопедической работы по формированию словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией;
уточнены приемы и методы комплексной диагностики словоизменения существительных у младших школьников с дисграфией.
Практическая значимость.
Анализ структуры нарушения формирования словоизменения имён существительных у младших школьников с дисграфией позволил определить комплекс методических приемов логопедической работы по коррекции выявленных нарушений с учетом психолого-педагогических особенностей данной категории детей.
Методику исследования состояния словоизменения существительных можно использовать как диагностический метод для определения уровня развития лексико-грамматического строя речи у младших школьников.
Методические рекомендации могут быть использованы в работе психологов, дефектологов, логопедов, учителей.
Общетеоретические основы темы «Обратные тригонометрические функции»
Вспомним общее определение функции. Предположим, что E(f)=Y и соотношение, осуществляемое функцией f, является взаимно однозначным, то есть каждому соответствует единственный. В этом случае обратное соотношение между Y и X также является функцией с областью определения Y и множеством значений X. Эт ...
Формы и методы применения информационных технологий
в образовании
Информационные технологии выполняют в образовательном процессе двоякую роль: с одной стороны, они являются предметом изучения и практического освоения, а с другой - инструментальным средством, с помощью которого удается повысить результативность и эффективность изучения практически всех дисциплин у ...
Шеффилдская программа
Стремление к объединению линейных программ с разветвленными привело к появлению так называемого смешанного программирования, которое было разработано британскими психологами из университета в Шеффилде. Для него характерны следующие особенности: Учебный материал делится на различные по объему части ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.