К. Маркс писал; «Труд – есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью посредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие eго телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы».
В этом высказывании дано определение труда вообще. Отвлекаясь от его конкретных видов и общественных форм, Маркс выделил самое главное, решающее в деятельности человека, выступающего как сила природы и находящегося в таких взаимосвязях и отношениях с ней, в каких не находится ни одно из других живых существ.
Трудовой процесс определяется К. Марксом как целесообразная деятельность, цель которой - создание потребительских стоимостей. К. Маркс делает вывод, что труд, взятый в целом, есть положительная, творческая деятельность, что только в процессе труда развиваются производительные силы общества, и прежде всего сам человек.
Включение в деятельность - основной путь развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции Положение о том, что человек формируется как личное п., участвуя в различных вилах деятельности, является краеугольным камнем современной педагогики и психологии.
Рассматривая трудолюбие как деятельность, в которой возможности развития человека безграничны, мы предполагаем, что именно трудолюбие и предоставляет ему возможность для активизации себя.
Говоря о человеке, отмечая те или иные его положительные и отрицательные стороны, мы всегда подчеркиваем, прежде всего его отношение к труду. Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей.
Глубокие мысли о привитии трудолюбия подрастающему поколению содержатся в произведениях Л.С. Макаренко. В процессе трудовой деятельности он рекомендует воспитывать у учащихся умение доводить до конца всякое начатое дело, рационально планировать свои силы и соизмерять их с реальными возможностями в труде, настойчиво и терпеливо выполнять любую работу, если она необходима обществу. Л.С. Макаренко подчеркивает необходимость формирования и развития у детей таких качеств, как распорядительность, внимание, расчет, изобретательность, находчивость, деловитость.
Из специальных исследований, посвященных проблеме трудолюбия, особо следует отметить труды И.Ф. Свадковского. В них подчеркивается, что важнейшая задача воспитания - формирование характера, личности человека, который не мыслит своего существования без серьезного дела и находит счастье в творческом труде, что трудолюбие возникает не само по себе, а под влиянием различных условий и образа жизни. Оно формируется только в труде при наличии определенных предпосылок.
Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что успех воспитания трудолюбия заключается в том, чтобы одухотворить труд, раскрыть его гражданское назначение. «Чувство гражданской значимости труда, писал он, - это наряду с радостью познания, освоения мира очень сильный эмоциональный стимул, одухотворяющий нелегкий труд, а труд только тогда воспитывает, когда он нелегок».
В области воспитания трудолюбия исключительно велика роль и таких факторов, как трудовой коллектив и сам процесс труда. Коллективный труд учащихся создает между ними определенную зависимость. Как отмечал А.С. Макаренко, вопрос отношения товарища к товарищу в процессе труда - это не вопрос дружбы, любви, соседства, а вопрос ответственной зависимости.
Трудолюбие представляет собой сочетание двух понятий: труд и любовь. Рассмотрим содержание этих понятий.
Труд - целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Характеристика труда как специфики человеческой деятельности особенно подчеркивается, когда трудовой процесс определяется как целесообразная деятельность, цель которой - создание потребительских стоимостей, как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. Каждый общественный строй закрепляет законодательно, что труд является обязанностью каждого человека; где гласно, а где негласно существует правило: «Кто не работает, тот не ест».
Для человека труд есть положительная форма жизнедеятельности, в процессе его проявляется определенное отношение человека к предмету труда (к природе), споим собственным способностям, к обществу. Труд является необходимым условием существования человека и его развития.
Другое слово, составляющее трудолюбие, - любовь. Любовь в словаре русского языка определяется как чувство глубокой привязанности к кому-либо, чему-либо. Чувство горячей сердечной склонности, влечение, стремление, склонность, тяготение. Многие русские и зарубежные философы настойчиво обращают внимание на то, что в основании отношения человека с миром лежит любовь.
Труд в обществе является необходимостью, обязанностью, необходимым условием существования самого человека и его развития.
Педагогические условия эффективного развития креативности
Наиболее оптимальным развитие креативности представляется в педагогическом процессе в том числе и на уровне школы. Учитель, стремящийся к развитию креативности учащихся, должен, прежде всего, обеспечить условия безопасности для творчества детей в классе, т.е. облегчать и стимулировать появление воп ...
Классификация педагогических технологий
Воплощение технологического подхода в построении систем обучения имеет много примеров из прошлого: система индивидуально предписанного обучения, созданная в середине 1960-х гг. Питтсбургским университетом; система бригадно-индивидуального обучения, разработанная в 1980-е гг. в университете Джонса Г ...
Значение строительных игр для развития детей старшего дошкольного возраста
В строительных играх детей старшей группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и средней групп. Игры детей шестого года жизни отличаются более широкими и разнообразными замыслами. В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализац ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.