Педагогика и образование » Педагог-новатор Шаталов В.Ф

Педагог-новатор Шаталов В.Ф

Страница 4

«Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Незакомплексованное живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника. Особо необходимо выделить значение опорных конспектов для слабых учащихся. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект в таком случае действительно становится опорой для такого ученика. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний». По мере работы с опорными конспектами учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно составлять опорные конспекты и предлагать оригинальные значки и символы для отдельных подтем (см. приложение6). Естественно, такая работа невозможна без вдумчивого изучения учебного материала, без умения выделять главное в тексте или рассказе учителя. В старших классах данный приём позволяет сжато записать любую лекцию.

Опорные конспекты на уроках истории (примерный образец записей учащегося в тетради)

Под диктовку учителя:

Тема: «Развитие ремесла и торговли. Рост городов в Европе».

Цель: Я должен уяснить, почему и как рем. Отделяется от с/х и возникают города, как организов. произв-во и обмен товаров, каковы последствия; знать быт, жизнь и взгляды горожан.

Во время краткой развёртки опорного конспекта записи не ведутся.

 

Подробная проработка материала урока по опорному конспекту:

1. Успехи в с/х излишки обмен «умельцы» ( жизнь — ремесло).

Но:

И укрепления город Т+ Р =

Рем. Мастерская: — мелкое

— ручное

б/разд. Труда

Мастер, подм., учен. (МПУ) «Шедевр»

Товар торговля

От к

Цехи — союзы М. Одной спец.

Устав. Качество!

Цех 11 - 12 вв. — прогресс

К 15 веку — тормоз.

Все записи учитель делает на доске по ходу рассказа и развёртки опорного конспекта. Материал проговаривается в сжатом виде, не менее трёх раз.

2. Феодал

город борьба за свободу.

МЭР Слои населения:

Элита

Город. Совет Средние

Низы

Суд, казна, войско. Права, свободы.

 

Торговля. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ.

— пошлины

— что упало, то пропало

— разбойники, рыцари

Города и купцы за объединение страны.

Торг. Пути ярмарки-центры. Шампань.

Т — Д — Т.

Деньги — Банки, Ростовщики.

 

Вывод: Необходимость объединения страны.

К следующему уроку. Задание учащимся — сделать два (три) доклада о жизни и быте горожан средневекового города.

Домашнее задание: Развернуть и проработать опорный конспект, материалы параграфа учебника.

Опорные конспекты

Оценивая в целом опыт В.Ф. Шаталова как оригинальный и положительный, психолог академик А.А. Бодалев считает, что в его системе упор сделан на создание и развитие у ученика репродуктивных способностей и, к сожалению, меньше — на развитие творческой самобытности учащихся. С этой оценкой А.А. Бодалева, по-видимому, можно согласиться лишь отчасти, так как далеко опережающее обучение, как это практикует В.Ф. Шаталов, было бы невозможно без развития творческих способностей учащихся.

«Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В. Шаталова, с восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и та легкость, с какой дети с ней справились. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, “выжимания” знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми поставленными задачами». В. Кольченко отмечал, что «методическая система донецкого педагога В.Ф. Шаталова позволяет успешно решить одну из труднейших педагогических задач – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях». Ученый М. Скаткин писал, что «Шаталов чувствует психологию несильного ученика, который постоянно боится, что ничего не поймет, и оттого действительно не понимает. Каждым своим шагом Шаталов снимает страх перед трудным материалом. Вся его методика – это методика преодоления страха».

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Организация учебного сотрудничества в обучении младших школьников
Так как учебное сотрудничество - это, как было сказано выше, вид педагогического взаимодействия, то оно (сотрудничество) обладает характеристиками педагогического взаимодействия. И.А. Зимняя выделила следующие характеристики: Активность - основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе ...

Психолого-педагогические аспекты проведения ЕГЭ в школьном образовании
Переход к ЕГЭ - начало принципиального изменения психологии и стратегии образовательного процесса. Он привел к слому целой системы привычных стереотипов, к существенным изменениям в отношениях: - между учеником и учителем - учитель уже не контролер знаний ученика, а помощник, сотворец знаний. Укреп ...

Анализ взглядов ученых на развитие ловкости у детей дошкольного возраста
С рождения ребенок наделен соответствующей совокупностью физических потенций, заложенных в него наследственными программами индивидуального развития. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их раз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2355