Как указывает Л.М. Фридман, учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихся нужной мотивации оба этих пути.
Общий смысл формирования состоит в том, что педагогам желательно переводить детей с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному.
Работа педагога, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
* актуализация уже сложившихся ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
* создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
* коррекция дефектных мотивационных установок
* изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Формирование включает несколько направлений – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью.
В педагогической практике часто работа по формированию мотивов деятельности детей проходит на каком-нибудь одном этапе занятия, преимущественно в его начале, что является не совсем правильным. Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности на протяжении всего занятия. Поэтому сама формулировка “формирование мотивов у детей” кажется не вполне корректной. Педагог может лишь способствовать процессу, мотивообразования учащихся, а не формировать за них мотив, как таковой.
Рассмотрим пути и методы повышения мотивации к учебной деятельности.
Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала при разработке тематических планов, планов отдельных занятий, при подборе иллюстративного материала педагогу необходимо учитывать характер потребностей своих воспитанников, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям детей и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей (учет «зоны ближайшего развития»). Для этого содержание учебного материала должно быть вполне доступно для их понимания, должно опираться на имеющиеся у них знания и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным, обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий.
Содержание «линии задач с параметрами» в программе математики средней школы
на примере учебников А.Г. Мордковича
Несмотря на то, что программа по математике средней общеобразовательной школы не упоминает в явном виде о задачах с параметрами, было бы ошибкой утверждать, что вопрос о решении задач с параметрами никоим образом не затрагивается в рамках школьного курса математики. Достаточно вспомнить школьные ур ...
Практическая реализация применения компьютерной программы в обучении
В наибольшей степени Sales Expert подходит для компаний, которые используют методы прямых продаж, то есть тех, при которых менеджер компании или ее партнера продает товар или услугу напрямую конечному потребителю. Прямые продажи подразумевают непосредственное, продолжительное взаимодействие сотрудн ...
Литературоведческие основы проблемы
ознакомления детей с поэзией
Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечествен ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.