Педагогика и образование » Мониторинг развития письменной связной речи в начальной школе » Анализ учебников русского языка с точки зрения обучения младших школьников связной речи

Анализ учебников русского языка с точки зрения обучения младших школьников связной речи

Страница 3

4) заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

В учебный материал заложены такие виды заданий (тема «Слово»):

Проверочное списывание. Прочитай текст. Спиши текст правильно и красиво.

Сентябрь

По утрам нынче холодно. Солнце долго прогревает воздух.

Но никто не подает вида. Васильки, как летом, равняются на небо. Ромашки – на солнце.

А яблоки даже краснеют…

Одни каштаны от холода ежатся.

(По В. Хмельницкому)

Составь свое предложение по схеме и запиши.

сентябре .

Составь предложения по схемам. Запиши предложения:

а) (кто?) (что делает?) (какой?) (что?) (где?)

б) (какой?) (кто?) и (какая?) (кто?) (что делали?) (что?)

в) (какие?) (что?) (что сделают?)

Тема «Предложение»:

Составь предложение из слов. Запиши. Помни о правилах записи предложений!

а) осен(н)ий, круж(и, ы)т, лист(ь)я, ветер, опавшие

б) медленно, по, тучи, п(о, а)лзут, серому, небу

в) урок, в, чтения, кла(с, сс)е, нач(а, я)лся, нашем

Прочитай текст и определи границы предложений

Запиши текст. Помни о правилах записи предложений!

Звенит будильник я открываю глаза за окном яркое солнечное утро на разные голоса распевают птицы легкий ветерок гуляет по комнате у меня с утра очень хорошее настроение!

Тема «Текст»:

прочитай и озаглавь текст, запиши заглавие.

Пошел дождь. Все звери попрятались, а любопытный ежик вылез из своей норки. Он очень хотел посчитать, сколько у дождя ног. Оказалось, что гораздо больше, чем иголок. Ежик совсем промок и залез обратно в норку. Он сидел, сушился и думал, что хорошо было посчитать, сколько грибов вырастет после дождя.

(По В. Хмельницкому)

Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Пронумеруй части. Озаглавь текст.

Наконец стихи были готовы, и он сказал:

– Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

Сначала стихи про Знайку.

Незнайка пришел домой и сразу принялся сочинять стихи.

Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок. Держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

Прочитай. Расставь предложения по порядку, чтобы получился текст. Запиши текст. Озаглавь текст.

На ней много-много цветов. Большие цветы золотыми головками качают. Есть у нас во дворе клумба. Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. А маленькие цветы лепестками машут.

Составь текст, используя в нем данные слова: класс, Анна, Кирилл, Элла, коллектив, грамматика, орфограммы, иллюстрации, граммы и килограммы, сумма.

Озаглавь и запиши текст

Проверь себя. Найди знакомые орфограммы и подчеркни их.

Такие задания закрепляют изученные темы: «Слово», «Предложение» и «Текст», тем самым не только совершенствуют навык каллиграфии, орфографической зоркости, но и развивают речь. В пособии включены упражнения не только на списывание, но и осложненные, выборочные. Предусмотрены также упражнения, выполняя которые дети самостоятельно записывают предложения и тексты.

Сравнительный анализ содержания учебного материала, направленного на развитие письменной связной речи в учебниках русского языка по программам «Школа России» и «Школа 2100».

Обратим внимание на образовательную программу «Школа России». Одним из достоинств данной системы является учебник-тетрадь для первого класса. При определении содержания учебника исходным является положение о том, что обучение русскому языку в 1-ом классе – это пропедевтический этап в системе начального курса обучения. Здесь предусматривается работа над словом, предложением, текстом, их функциями в общении.

Пропедевтический этап системы ставит целью подготовить первоклассников к усвоению во 2-ом – 4-ом классах теории языка на речевой основе, то есть создать условия для осуществления коммуникативно-речевой направленности обучения. В первом классе центральное место занимают упражнения, нацеленные на осознание в перспективе взаимосвязи функций слова, предложения, текста, их своеобразия о оформления в устной и письменной речи. Предметом постоянного внимания является лексическое значение слова, его употребление в тексте, связь между предложениями в тексте, роль текстовых синонимом. Слово как единица языка не представлено в 1-ом классе на уровне части речи. Учебник нацелен на то, чтобы в структуре простого двусоставного предложения первоклассники выделяли его смысловую и грамматическую основу – главные члены (без знания терминов), учились распространять предложения, опираясь на потребность речевого общения, обращали внимание на связь слов в предложении в процессе создания своих предложений или восстановления – деформированных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Педагогические условия, облегчающие процесс социальной адаптации подвозимых подростков
Исследования особенностей адаптации человека к разным условиям, на разных этапах жизни всегда были в значительной мере представлены среди психологических исследований. Такая ситуация сохраняется и сейчас. Объясняется это тем, что условия существования человека постоянно меняются, вместе с ними изме ...

Возрастные особенности развития внимания у школьников
Развитие внимания у детей проходит постепенно. Произвольное внимание особенно интенсивно развивается в играх, где соблюдение правил игр требует от ребенка сосредоточенности и концентрации внимания. Развитию произвольного внимания способствует участие детей в других видах деятельности (учение, труд, ...

Основные мыслительные операции
Процесс мышления состоит из ряда мыслительных операций и их разных сочетаний; это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование, конкретизация. Анализ – это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных частей, п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.272