Педагогика и образование » Особенности лексической стороны речи у детей 5-6 лет со стертой дизартрией » Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 2

Уровень лексического развития у детей без патологии значительно выше, чем у детей со стертой дизартрией.

Уровень сформированности словаря у детей контрольной группы составил 3,8 – средний, близок высокому. У детей экспериментальной группы уровень сформированности словаря составил 2,3 – уровень ниже среднего.

У детей мы выявили различную степень сформированности лексики:

В контрольной группе 12 детей имеют высокий уровень сформированности словаря, 8 детей – средний уровень (см. рис. 2)

В экспериментальной группе детей с условной нормой лексического развития и высокой степенью сформированности семантической структуры слова и лексической системности среди детей экспериментальной группы мы не выявили. Средняя степень сформированности словаря - 6 детей, степень ниже среднего - 9 детей, низкая степень –5 детей со стертой дизартрией (см. рис.3).

У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходил очень быстро, автоматизированно. У детей со стертой дизартрией, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).

Характерной особенностью словаря детей со стертой дизартрией является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей экспериментальной группы многообразны.

По нашему мнению, вербальные парафазии у детей со стертой дизартрией обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

У детей со стертой дизартрией отмечались ограниченность объема словаря, недостаточная активность процесса поиска слова; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; несформированность семантических полей.

Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, усвоение предметного, понятийного содержания каждого слова, расширение и углубление понимания семантических отношений между словами, воспитание навыков словообразования как основного средства пополнения словарного состава языка, отработку навыков правильного употребления слов в связной речи. Результаты экспериментального исследования, полученные в ходе диагностики, позволили определить направления логопедической работы, подобрать соответствующий лексический материал и игры, направленные на развитие лексики детей со стертой дизартрией.

Проведенное исследование подтвердило нашу гипотезу: учитывая несформированность всех компонентов речевой системы у детей со стертой дизартрией, можно предположить, что лексическая сторона речи у этих детей будет иметь определенные недостатки, логопедическая коррекция которых будет способствовать преодолению данного нарушения речи у детей старшего дошкольного возраста.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности детей
Изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов име ...

Дифференцированная работа на уроках биологии
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебн ...

Понятие самостоятельной работы в дидактике
Понятие самостоятельной работы в настоящее время занимает важное место в системе дидактических понятий, поэтому необходимо определить, к ка ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru