Педагогика и образование » Коррекция нарушения голоса у детей » Профилактика нарушений голоса

Профилактика нарушений голоса

Страница 1

Для предупреждения различных голосовых расстройств очень важна охрана и воспитание голоса с раннего детства. Каждый педагог должен знать, что развитие голоса идет постепенно, что детский голосовой аппарат еще слаб и форсирование голоса может нанести непоправимый вред. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с точными и выразительными интонациями. Обладая большой подражательностью, они легко усваивают интонацию и способ голосоподачи окружающих их взрослых. Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи.

Для охраны голоса лицам голосоречевых профессий необходимо помнить, что курение, алкоголь, злоупотребление горячей и сильно охлажденной пищей недопустимы, так как при этом раздражается слизистая оболочка глотки и гортани. Следует остерегаться простудных заболеваний. Наблюдения показывают, что отрицательное влияние на голосовой аппарат оказывают "малые простуды", при которых люди продолжают работать, напрягая голос. Самой радикальной мерой по предотвращению заболеваний голосового аппарата можно считать постановку речевого голоса, в ней нуждаются все лица, которым по роду деятельности приходится много говорить.

Вторичная профилактика состоит в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии. Это в первую очередь невротические реакции на дефект, которые отягощают развитие основного нарушения.

Тактичная рациональная психотерапия, раннее начало кор-рекционно-логопедической работы, первое, даже небольшое улучшение голосовой функции снимают или заметно ослабляют невротические проявления.

Профилактические мероприятия проводятся и после завершения восстановления голоса. Продолжается диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.

Все закончившие курс восстановления получают рекомендации по соблюдению голосового режима. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение у специалистов предотвращает рецидивы голосовых расстройств, обеспечивает устойчивость достигнутых результатов.

Среди разнообразных проявлений речевой патологии в детском возрасте особый интерес для диагностики и коррекции представляют нарушения голоса. Значительная часть детей и подростков имеют такие нарушения. Различают две формы нарушения голоса: полную потерю голоса – афонию и частичное расстройство голоса – дисфонию. Эти нарушения могут быть обусловлены самыми различными факторами: перенапряжением голоса, заболеванием гортани, носоглотки, ротоглотки, лёгких, бронхов и трахеи, несоблюдением правил гигиены разговорного и певческого голоса. Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса. Функциональные дисфонии носят временный, проходящий характер, а органические связаны с изменением структуры органов голосового аппарата. Первоначальным симптомом органического нарушения может быть частичное расстройство функции гортани и лёгкая хрипота; длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов коррекционно-логопедической работы. Так функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате систематических логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы. Поэтому проводится глубокая коррекционная работа и в результате восстанавливается коммуникативная функция голоса, но его качество по силе, высоте и тембру отличается от нормального звучания голоса. Качество восстановленного голоса зависит от ряда факторов:

От строения и функции нервно-мышечного аппарата гортани. Чем полноценнее функция истинных голосовых складок, тем лучше тембр восстановленного голоса.

От возраста ребёнка. Чем моложе ребёнок, тем выше компенсаторные возможности его центральной нервной системы.

От длительности и тяжести заболевания гортани. Многочисленные операции на гортани в процессе лечения значительно травмируют голосовые складки.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.3344