1. Урок постановки учебной задачи. На нём учащиеся впервые сталкиваются с какой то литературоведческой проблемой (новым литературным жанром, новым художественным средством, новым приёмом анализа или интерпретации литературного произведения и др.) и формулируют учебную задачу, связанную с её решением.
2. Урок решения учебной задачи На этом уроке учащиеся припоминают уже поставленную ранее литературоведческую проблему, намечают пути её решения и решают её.
3. Урок моделирования и преобразования моделей направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма. Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве.
4. Урок решения частных задач с применением открытого способа может иметь своей целью или решение частных задач на конкретизацию общего способа действия (например, наблюдение над «действием» выявленной ранее модели на примере других литературных произведений подобного жанра или типа), или выработку каких-либо практических литературоведческих умений, связанных с формированием навыка или закреплением способов действий, которые имеют целью анализ и интерпретацию литературных произведений.
5. Урок контроля и оценки, назначение которого состоит в том, чтобы с помощью специальных диагностических средств проверить уровень овладения изученным материалом (понятиями, способами действия, пониманием границ их применения и др.). Сценарий урока литературного чтения во многом зависит и от того, в каком классе он будет проводиться. Нельзя не согласиться с мнением Е.И. Матвеевой о том, что уроки литературного чтения в 1–2-м классах должны существенным образом отличаться от уроков в 3–4-м классах.
В 1–2-м классах учитель большую часть времени урока должен отводить формированию способа «взрослого» или синтагматического чтения (терминология Е.И. Матвеевой). Это такое чтение, при котором в поле зрения ребёнка оказывается не слог и не слово, а синтагма – «предельная основная синтаксическая единица, выражающая единое целое и фонетически сплочённая словесным ударением (синтагматическим ударением).
Синтагма может состоять из слов, словосочетаний и даже группы словосочетаний». Овладение синтагматическим чтением является содержательным концентром программы по литературному чтению для 1–2-го классов и во многом определяет особенности структуры уроков вэтот период обучения. На каждом уроке выделяется время для обучения детей правильному способу чтения, а также для контроля за тем, как ребёнок им овладевает. Для этой цели Е.И. Матвеева предлагает использовать специальные дидактические тексты, составленные и размеченные таким образом, чтобы учащиеся смогли самостоятельно овладеть «взрослым» чтением. Работа с дидактическим текстом предшествует работе с художественным текстом. Они могут быть близкими по содержанию, и работа с дидактическим текстом может быть подготовительным этапом к знакомству с художественным произведением в содержательном плане.
В 3–4-м классах, когда у учащихся будет сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.
Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается не только правильным выбором типа урока литературного чтения, но и наполнением этого урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче способов освоения произведения. Надо заметить, что традиционные способы исчерпали себя. Навязывание единственно верной точки зрения, преобладание репродуктивных приёмов анализа текста не вовлекают ребёнка эмоционально в процесс восприятия текста, не способствуют развитию культуры его читательской деятельности.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает диалогичную форму освоения произведения на уроках чтения. Коммуникативной основой урока становится диалог читателей с автором текста и учебный диалог читателей о произведении. Мастерство учителя состоит в том, чтобы обеспечить создание ситуации взаимодействия учащихся с авторами его произведением, не навязать детям единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе прочитанного.
Диалогическая модель освоения литературного произведения освобождает урок от сложившихся стереотипов как в структуре, так и в содержании, предполагает большую свободу, вариативность в его планировании. Если урок начинается с упражнений на формирование навыка чтения (1–2-й классы), то учитель организует диалог учащихся с дидактическим текстом, специально предназначенным для такой работы.
Возрастные особенности подростков
Знание психологии учеников помогает учителю в его работе, так как учителя нередко задают вопрос: «Как относиться к ученикам, а в особенности к старшеклассникам? Считать ли их детьми, пусть, старшими, но все-таки детьми, или требовать с них, как с взрослых?» Вопрос этот не случайный. Его решение свя ...
Общая характеристика методики изучения площади младшими школьниками
Методика формирования представлений о площади фигуры строится в соответствии с общей методикой формирования представлений о величинах. При этом изучение понятия площади проводится с опорой на привычные для детей представления о том, что каждая фигура занимает определенное - большее или меньшее – ме ...
Изучение методики коррекционной работы
Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. В зависимости от этиологии и механизма нарушения голоса при его восстановлении выдвигаются две задачи. Пер ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.