Педагогика и образование » Формирование коммуникативных универсальных действий младших школьников в учебной деятельности » Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности

Формы и методы развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности

Страница 3

Этот диалог направлен на освоение содержания текста, а также на самостоятельную подготовку учащихся к его правильному и выразительному чтению (выделение речевых звеньев, ключевых слов, определение основных компонентов интонации), само чтение, а также коллективное обсуждение – анализ его качества. Далее учащиеся знакомятся с художественным произведением. В самом общем виде модель урока литературного чтения может выглядеть следующим образом.

I. Этап предпонимания или первоначального самоопределения в тексте. Используются следующие приёмы: знакомство с автором и названием произведения, его жанром; прогнозирование содержания по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам; выразительное чтение произведения учителем; «медленное», «пошаговое» чтение произведения учащимися (чтение с комментариями, попутной формулировкой вопросов (системы вопросов), выделение в тексте непонятных мест (слов), обмен мнениями, намеренные остановки в чтении, прогнозирование возможного продолжения сюжета, реконструкция отсутствующих частей и т.д.).

II. Этап анализа текста и интерпретация его смысла. Анализ, как правило, начинается с формулирования учителем вместе с учащимися основной познавательной задачи урока (определить жанр произведения и характеристику его персонажей, освоить некоторые художественные приёмы создания текста, раскрыть нравственную идею произведения, понять, что хочет сказать автор, попытаться понять его замысел и др.). Основной метод работы – творческий диалог читателей с автором произведения по поводу прочитанного. Приёмы работы: моделирование способа деятельности для решения поставленной задачи, составление вопросов и заданий по тексту, направленных на достижение поставленной цели; выполнение в группах самостоятельных заданий по тексту, а затем коллективное обсуждение полученных наблюдений; составление плана текста; мини-исследовательские задания по тексту (выбор слов, характеризующих образы персонажей; выбор средств создания образов персонажей; обсуждение значения некоторых слов, особенно важных для осмысления авторской идеи, и др.). III. Этап работы с текстом после чтения. На этом этапе организуется обобщение всех наблюдений над текстом произведения, оценка качества решения поставленных задач, выполнение мини-проверочных работ (тестирование с целью оценить каждым учеником уровень его участия в уроке и осмыслении произведения). Затем проводятся разнообразные творческие работы на основе прочитанного: творческое пересказывание, инсценирование, составление отзывов и рецензий, иллюстрирование текста, сочинение рассуждение в жанре эссе и др. Рассмотренная нами модель урока литературного чтения является лишь одной из возможных. Вариантов её реального структурно-содержательного наполнения много. Планируя урок литературного чтения, учитель должен оценить все возможные факторы и выбрать такую логику урока, которая в большей степени способствует пробуждению творческой активности ребёнка-читателя, воспитывает в нём непосредственный интерес к чтению и интерпретации прочитанного, способствует приобретению духовного опыта общения с автором и его произведением и в конечном итоге обогащает и расширяет нравственное сознание ребёнка, его способность к социализации – словом, делает урок литературного чтения уроком жизни.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Анализ предметной системы обучения и необходимость ее модернизации на основании интегрирования предметов
Сегодня главной в образовании является предметная система обучения. Если посмотреть на источники ее создания, то можно увидеть, что она создана в начале интенсивного развития и дифференциации наук, быстрого увеличения знаний в разных областях человеческой деятельности. Дифференциация наук привела к ...

Типы инновационных подходов к обучению истории
Инновационные подходы к обучению истории, делятся на два основных типа, которые соответствуют репродуктивной и проблемной ориентации образовательного процесса. 1. Инновации модернизации, модернизирующие учебный процесс, направленный на достижение гарантированных результатов в рамках его традиционно ...

Доклад Комитета Диринга: основные направления развития высшей школы
Исходя из направленности данной работы, мы выделяем здесь шесть, на наш взгляд, основных проблем, которые рассматриваются в докладе Национального Комитета. Многие проблемы, поднимаемые в докладе Национального Комитета, не вполне соответствуют его структурному делению на главы. Поскольку для данного ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0282