Традиционными обычно называют методы, доставшиеся современной педагогике по наследству от исследований, стоявших у истоков педагогической науки. Вот примеры некоторых из них-
Наблюдение – наиболее доступный и распространённый метод изучения педагогической практики. Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть:
~ длительным;
~ систематическим;
~ разносторонним;
~ объективным;
~ массовым.
Недостатки наблюдения: оно не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно – воспитательных системах.
С помощью данного метода анализируются пути решения конкретных проблем, выводятся взвешенные заключения о целесообразности их применениях в новых условиях. Поэтому этот метод называют историческим.
В современном, несколько суженном смысле под изучением опыта понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов, отдельные учителей.
Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефератов, отчетов) о многом скажет опытному исследователю. Индивидуальные особенности учеников, наклонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это лишь небольшой перечень воспитательных аспектов, где с успехом можно применять этот метом. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректного использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.
Беседы – Традиционный метод педагогических исследований. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции.
Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных поступков. Но беседы – очень сложный и не всегда надёжный метод, поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Разновидность беседы, её новая модификация – интервьюирование, перенесённое в педагогику из социологии. Интервьюирование обычно предполагает публичное обсуждение; исследователь придерживается заранее подготовительных вопросов, ставит их в определённой последовательности.
Тест по предмету педагогика
1. Педагогика изучает и решает проблемы …
а) воспитания;
б) обучения;
в) образования;
г) развития.
2. Педагогика – наука, изучающая факты и закономерности …
а) мышления;
б) развития;
в) социализации;
г) воспитания.
3. Педагогическая отрасль знаний …
а) возникла в эпоху Возрождения;
б) возникла в античный период истории;
в) является одной из самых древних, она практически неотделима и всегда сопровождала процесс развития общества;
Роль хореографического коллектива в средне-специальных высших учебных
заведениях
Широкая сфера деятельности, ожидающая молодого специалиста-хореографа, требует от него профессионализма на уровне современных требований Госстандарта. В структуре содержания вузовских курсов хореографических дисциплин цикла специализации, заложены конкретные педагогические способы воспитания балетм ...
Общее понятие микроклимата как более частное понятие
социально-психологического климата
Определение социально психологического климата, данное А.В. Петровским достаточно широко и относится к общему понятию. Данный термин используется для определения общности любого порядка, т.е. и к обществу в целом и к школе. Словом "микроклимат" мы будем обозначать социально - психологичес ...
Сущность педагогического взаимодействия
Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимопринятие, поддержк ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.