работой перенесение схемы с доски в тетрадь. Но если тот же самый ученик впервые встречается с условными обозначениями электрических цепей, чтение и перенесение схемы, вычерченной учителем на доске, в свою тетрадь потребует от него уже определенных умственных усилий. Если эта работа выполняется учеником механически, неизбежны ошибки даже при вычерчивании самых простых схем. Например, в простейшей схеме электрической цепи, состоящей из источника тока, лампы, ключа и подводящих проводников, ученики IV и V классов допускают ошибки, представленные на рисунке а, б. Ученики, сознательно переносящие схему с доски в тетрадь, вычерчивают ее так, как это показано на рисунке 1, в.
При первичном перенесении с доски в тетрадь схемы с параллельным соединением потребителей электрической энергии, подобной тон, которая изображена на рисунке 2, а, многие ученики VII класса допускают ошибки, показанные на рисунке 2, б, в.
Так что перечерчивание с доски таких схем при первоначальном с ними знакомстве требует от учащихся определенного умственного напряжения и может рассматриваться как элемент самостоятельной работы. На этом этапе, прежде чем перечертить схему с доски в тетрадь, ученик должен расчленить ее, проанализировать: определить все элементы цепи и для себя объяснить способ их соединения. Позднее перечерчивание подобных схем уже не будет самостоятельной работой, оно будет выполняться автоматически. Ученик, механически выполняющий операции, не производит анализа. Он запоминает: «в схеме две лампы и два ключа», а как они соединены между собой — на это внимания не обращает.
Таким образом, понятия «самостоятельность» и «уровни самостоятельности» являются относительными, и это нельзя не учитывать при решении вопроса об отнесении того или иного вида работы учащихся к самостоятельной работе. При этом непременно нужно учитывать и весь предшествующий опыт учащихся, уровень их предшествующей подготовки.
Чем шире круг знаний учащихся, тем богаче их практический опыт, тем более высокий уровень самостоятельности они могут проявить в работе, тем более сложные задания для самостоятельного выполнения им может предложить учитель.
Методика восстановления речи при семантической афазии по М. К. Бурлаковой
М. К. Бурлакова отмечает, что для семантической афазии характерно как нарушение произвольного нахождения названий предметов, бедность словаря и синтаксических средств выражения мысли, так и трудности в понимании сложных логико-грамматических конструкций. Эти больные достаточно активны в процессе пр ...
Трудовая деятельность, отношение к труду
Трудовая деятельность, отношение к труду - одна из основных сторон нравственной деятельности. В процессе трудовой деятельности формируются морально-волевые качества, в которых проявляются признаки положительного отношения к труду: трудолюбие, чувство долга, коллективизм, дисциплинированность, честн ...
Возможности использования элементов программированного обучения в реализации
содержания курса информатики в основной школе
Как уже говорилось, использование элементов программированного обучения на уроках информатики предназначено для реализации практических целей, указанных в "Стандарте основного общего образования по информатике и информационным технологиям" и в "Примерной программе основного общего об ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.