Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2006г. по апрель 2007г. За этот период было проведено 24 занятия в 4 «в» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. Также проводились индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15 минут.
При составлении системы логопедических занятий мы опирались на методические рекомендации А.В. Ястребовой, О.В. Елецкой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Еджменковой, Р.И. Лалаевой и других.
Цель: улучшить письменную речь учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Мы предполагаем, что предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию самостоятельной письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим в общеобразовательной школе, а также может быть выборочно использована в работе учителя начальных классов.
Основная задача логопедического воздействия на детей - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно письменно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
При проведении занятий по обучению самостоятельной письменной речи перед логопедом стоят следующие задачи:
Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного и письменного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа, сообщения;
обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
соблюдение орфографических правил в самостоятельной письменной речи;
формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова с использованием изученных в классе букв и отрабатываемых звуков;
закрепление звукобуквенных связей;
формирование предпосылок к восприятию определенных орфограмм, правописание которых связано с полноценным представлением о звуковом составе слова;
подготовка к усвоению программного материала;
восполнение основных пробелов в формировании фонематических процессов;
уточнять и активизировать словарный запас;
дифференцировать звуки с учетом программных требований.
Система занятий построена для преодоления дисграфии: дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза; дисграфия на основе нарушений фонемного распознания с использованием работ Л.Я. Вохмяниной, Л.В. Ковригиной, В.В. и С.В. Коноваленко, О.В.Грибовой, А.В. Ястребовой, В.Н. Российской.
Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике:
Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих - закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью.
Основные направления коррекционно-логопедической работы
Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и сем ...
Этический и профессиональный кодекс
Выход на профессиональный уровень постановки социально-педагогической работы в стране требует, чтобы эту профессию избрали люди особых личностных качеств. Деятельность социального педагога – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи, взаимоответственности. Обязательные ...
Направления традиционной педагогики: социальная, религиозная,
философская
Социальная: Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — один из наиболее заметных представителей социальной педагогики. Фундаментом его педагогических взглядов служит выдвинутая им концепция "стадий цивилизации" и "коллективных представлений". По этой концепции, человечество прошло ряд историч ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.