Формирующий этап эксперимента длился с ноября 2006г. по апрель 2007г. За этот период было проведено 24 занятия в 4 «в» классе. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятий 20-25 минут. Также проводились индивидуальные занятия. Продолжительность занятий 15 минут.
При составлении системы логопедических занятий мы опирались на методические рекомендации А.В. Ястребовой, О.В. Елецкой, И.Н. Садовниковой, Л.Н. Еджменковой, Р.И. Лалаевой и других.
Цель: улучшить письменную речь учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Мы предполагаем, что предложенная система логопедических занятий будет способствовать развитию самостоятельной письменной речи учащихся 4-го класса общеобразовательной школы.
Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим в общеобразовательной школе, а также может быть выборочно использована в работе учителя начальных классов.
Основная задача логопедического воздействия на детей - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно письменно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
При проведении занятий по обучению самостоятельной письменной речи перед логопедом стоят следующие задачи:
Формирование навыков построения связных монологических высказываний.
Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
Целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного и письменного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний, в свою очередь, включает:
усвоение норм построения такого высказывания (тематическое единство, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями - фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента, его соответствие теме сообщения);
формирование навыков планирования развернутых высказываний, обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа, сообщения;
обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
соблюдение орфографических правил в самостоятельной письменной речи;
формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова с использованием изученных в классе букв и отрабатываемых звуков;
закрепление звукобуквенных связей;
формирование предпосылок к восприятию определенных орфограмм, правописание которых связано с полноценным представлением о звуковом составе слова;
подготовка к усвоению программного материала;
восполнение основных пробелов в формировании фонематических процессов;
уточнять и активизировать словарный запас;
дифференцировать звуки с учетом программных требований.
Система занятий построена для преодоления дисграфии: дисграфия на почве нарушения звукового анализа и синтеза; дисграфия на основе нарушений фонемного распознания с использованием работ Л.Я. Вохмяниной, Л.В. Ковригиной, В.В. и С.В. Коноваленко, О.В.Грибовой, А.В. Ястребовой, В.Н. Российской.
Система занятий построена с учетом общедидактических принципов и на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике:
Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих - закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;
Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением, связной речью.
Опытно-экспериментальная работа по интеллектуальному развитию младших
школьников
Результаты констатирующего эксперимента показали, что многие учащиеся находятся на недостаточно высоком уровне развития интеллектуальной одаренности. В связи с этим возникла необходимость развития одаренности у младших школьников в обучении. С этой целью нами была проведена опытно-экспериментальная ...
Блюда из птицы
Мясная пища никогда не была у русских особенно обильной, поскольку животноводство никогда не было сильно развитой отраслью российского хозяйства, а также имели значение церковные ограничения, связанные с соблюдением постов. Тем не менее в России сложились зоны традиционного предпочтения тех или ины ...
Классификация моделей по фактору времени
По фактору времени модели делятся на: - Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту); - Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). Примеры: описание ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.