В эпоху Беруни культура, в широком понимании этого слова, была доступна только верхушке феодальной знати и мусульманского духовенства; для народных масс дорога к науке и просвещению была закрыта.
После завоевания Средней Азии арабы насильственно начали распространять арабскую письменность, большую роль в этом играли мусульманские школы. Руководимые мусульманским духовенством школы делились на два типа: начальную школу- мактабы и высшую- медресе. Обычно мактабы открывались при приходских мечетях. О существовании мактабов в эпоху Беруни свидетельствуют и источники, написанные его современниками. Так, в приложении к книге «История Масуда» Абу-л-Фазла Бейхаки. Высшие школы- медресе- также возникали в связи с распространением ислама. В исследованиях академика В.В.Бартольда мы находим сведения о том, что первые медресе появились на территории Средней Азии, а именно в Хорасане и Мавераннахре.
В период феодального средневековья источником существования ученых и поэтов была казна правителя. Материально независимыми были только ученые, сами являющиеся крупными феодалами, как, например, учитель и воспитатель молодого Беруни Ибн Ирак.
Исследование состояния просвещения и науки в эпоху Абу Райхана Беруни невозможно без изучения творчества отдельных среднеазиатских ученых, мыслителей поэтов, так как благодаря их трудам были достигнуты замечательные результаты, делающие этот период одним из наиболее интересных этапов в развитии педагогической мысли.
Основной сферой деятельности Беруни были астрономия и связанные с ней геометрия и тригонометрия. В своих трудах Беруни не раз упоминает астрономическое наследие Хорезми, в частности его «Малый Синдхинд».
Сохранились сведения о том, что Беруни не раз выступал в защиту трудов Хорезми, в частности против необоснованной критики его «Зиджа». Беруни даже написал специальный трактат, озаглавленный «Книга посредничества между взглядами ал-Ахвази».
Современником Беруни был и великий ученый Абу Али Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна. Ибн Сина призывает настойчиво изучать науки, стремиться к совершенству. Для быстрейшего овладения глубокими знаниями он считал рациональным коллективное обучение, что особенно было важно для его эпохи. Мысли Ибн Сины о науке и образовании свидетельствуют о том, «что неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека». Говоря о содержании воспитания, образования и обучения, Ибн Сина имеет в виду 1) умственное развитие и воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) эстетическое воспитание; 5)трудовое воспитание.
На Востоке во времена Абу Райхана Беруни большое значение в воспитании молодого поколения имело оригинальное педагогическое сочинение «Кабус-намэ». Оно состоит из 44 глав, в каждой из которых ставится определенная задача по воспитанию подрастающего поколения. Эта книга написана для аристократов и от начала до конца принизана соответствующими идеями и принципами. О том, какое важное воспитательное значение имело это произведение, можно судить по тому, что на протяжении нескольких десятилетий его переводили на многие языки. Основная идея книги – дать целенаправленные наставления детям, чтобы они были разумными, морально стойкими, храбрыми, честными правдивыми, мастерами своего дела, занимались полезными и выгодными делами. Особое внимание уделяется тому, чтобы дети росли физически крепкими, здоровыми, любили искусство. Кей Кавус- автор книги- считает, что без образования и уменья человек не принесет пользы ни себе, ни другим.
Таким образом, время Беруни – это период остро социальных столкновений и междоусобных войн. Несмотря на это, научно-педагогическое наследие ученых, поэтов, великих мыслителей раннего средневековья составляет величайшее достояние прогрессивной мировой литературы и науки. Огромные достижения в области науки и культуры оказали определяющее влияние и формирование личности великого ученого и мыслителя Абу Райхана Беруни.
Внеклассное чтение как средство формирования нравственных представлений и поступков
у младших школьников
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многоч ...
Анализ учебного материала в вузовской программе
Курс «Химия высокомолекулярных соединений» читается после курсов физики, математики, неорганической, аналитической и органической химии и предполагает знания основных положений этих дисциплин. На химическом факультете при обучении химии высокомолекулярных соединений в качестве учебного материала ис ...
Технология подготовки и проведения мероприятия для
младшего школьного возраста
Ежегодно на базе Городского Дворца Культуры города Полярные Зори проводится городское мероприятие для младших школьников «Бал Первоклассника» основой которого является детская игровая пьеса или игровое театрализованное представление для младших школьников. Ввиду того, что на «Бал Первоклассника», к ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.