Педагогика и образование » Педагогические идеи Абу Райхона Беруни

Педагогические идеи Абу Райхона Беруни

Большой вклад в развитие мировой культуры внесли народы Средней Азии. Среди выдающихся деятелей многовековой среднеазиатской культуры достойное место занимают такие ученые-просветители, как ал-Фергани, ал-Хорезми, ал-Фараби, Ибн Сина, Омар Хайям, Мирза Улугбек, Навои и др. Делит с ними эту славу и «Великий хорезмиец» - Абу Райхан Беруни, внесший неоценимую лепту в сокровищницу всего культурного наследия, несмотря на феодальный гнет и противодействие реакционного духовенства.

Великие мыслители и прогрессивные педагоги выдвинули немало идей, критическое изучение которых способствуют развитию педагогической науки и обогащению истории педагогики.

Исследование научного творчества Абу Райхана Беруни, по праву признанного историками мировой науки самым крупным умом своего времени, свидетельствует о том, что его взгляды составляли в свое время прочный фундамент научного образования и воспитания, основанный на достижениях прогрессивной мысли. Научное наследие Беруни в области астрономии, математики, геодезии, физики, философии, истории, минерологи было предметом всестороннего изучения многих советских и зарубежных ученых.

Систематическое исследование научного наследия Беруни, перевод его трудов на европейские языки и комментирование начинается со второй половины прошлого столетия. Признание гения Беруни во всем мире говорит о том, насколько велик его вклад в общечеловеческую науку и культуру. Его имя стоит в одном ряде с именами таких ученых, как Птолемей, Леонардо да Винчи, Коперник, Ломоносов и другие. Известный американский историк науки Дж. Сартон всю первую половину 11 в. в истории мировой науки называет эпохой Беруни.

Рассмотрению различных аспектов научного наследия Беруни посвящены работы Ж. Рено, Б. Бонкомпаньи, М. Фиорини, Э. Видемана, Г. Зутера, К. Шоя, С. Х. Насра и др.

В настоящее время написано большое количество книг, научно-критических статей, специальных исследований, авторов, в которых анализируется вклад Беруни в различные отрасли естествознания- А.А. Семенову, И. Ю. Крачковскому, А.М. Беленицкому, В.В. Бартольду.

В 1948 г. во многих странах мира проводились конференции и собрания в связи с 900-летием со дня смерти Абу Райхана Беруни. В 1972 г. в Ташкенте проходила научная сессия, посвященная 998-й годовщине со дня Рождения Абу Райхана Беруни и его деятельности в области гуманитарных наук. По материалам этой сессии был подготовлен сборник « Беруни и гуманитарные науки». В этом же году вышли в свет книги А. Шарипова «Великий мыслитель Абу Райхан Беруни» и П.Г. Булгакова « Жизнь и труды Беруни».

Цель работы - выявить и систематизировать педагогические идеи Абу Райхана Беруни, осветить его научно-просветительную деятельность.

Основные источники исследования- труды самого Абу Райхана Беруни, работы его современников, позволившие значительно расширить источниковедческую базу монографии. Используя труды Беруни, автор в основном обращался к их переводам на узбекский и русский языки, что вполне достаточно для освещения педагогических взглядов ученого.

Еще по теме:

Виды информационно-коммуникационных технологий
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необ ...

Теория уровней построения движений Н.А. Бернштейна
Значительный вклад в понимание формирования двигательных навыков в процессе обучения внесли теоретические исследования Н.А. Бернштейна. Он ...

Формирование игровой деятельности
Первоначальной задачей педагогического коллектива является создание условий для развития игровой деятельности. Здесь важное значение имеет ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru