Педагогика и образование » Развитие познавательных интересов у дошкольников » Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная ‑ её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций ‑ ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче ‑ условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развивать познавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленная ребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Очень важно чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций задач-загадок какого-либо сказочного или познавательного материала связанного одним сюжетом куда вплетаются задания на развитие воображения памяти мышления. Например изучая тему «Домашние и дикие животные» можно предложить детям ситуацию что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И наконец даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 0-0 окошечками где располагаются схематично изображённые признаки диких животных и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний ненужный признак.

В ситуации требующей для своего решения применения новых способов дети испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка а не на сообщение ему суммы знаний умений и навыков.

Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой она становится его собственной. Как добиться того чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь ‑ использование тех видов деятельности которые привлекают ребёнка соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой ознакомление детей с природой занятия по рисованию.

Еще по теме:

Организационно-методическое направление
Данное направление деятельности школьного психолога в системе КРО включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации. С перечнем необходимой рабочей документации, а также с примерным расп ...

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее вре­мя одним из ключевых направ­лений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциа­ция в реализации многообра­зия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, позна­вательной активности школьни­ков ...

Специфика формирования нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
Сущность системы нравственного воспитания заключается в том, что в центре находится личность и индивидуальность ребенка, совершающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного художественно-эстетического и нравственного становления. Нравственное и эстетическое воспитание должно осуществлятьс ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.0302