Педагогика и образование » Развитие познавательных интересов у дошкольников » Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

Развитие творческого воображения и формирование способности к наглядному моделированию на познавательных играх-занятиях

Изучая особенности смыслообразования психолог В.К. Вилюнас обнаружил что личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной (словесной). Вербализованная форма ‑ это осознание обозначение того, что придаёт смысл ситуации; эмоционально-непосредственная ‑ её эмоциональное проживание. Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста. Единственно возможная форма, благодаря которой детям становится понятен смысл деятельности, в том числе и познавательной эмоциональное проживание различных познавательных ситуаций ‑ ситуаций решения познавательных задач. Необходимость положительного отношения ребёнка к познавательной задаче ‑ условие развития его познавательных интересов. В связи с этим педагогу необходимо ставить перед собой цель развивать познавательную мотивацию познавательные интересы детей. Для этого педагог должен создать ситуацию в которую включена познавательная задача осмысленная ребёнком создать условия для положительного эмоционального отношения к ней.

Очень важно чтобы эмоциональное отношение было связано с познавательной задачей посредством воображаемой ситуации возникающей в результате игрового или символического обозначения. Для этого целесообразно проводить познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций задач-загадок какого-либо сказочного или познавательного материала связанного одним сюжетом куда вплетаются задания на развитие воображения памяти мышления. Например изучая тему «Домашние и дикие животные» можно предложить детям ситуацию что Незнайка запутался и никак не может различить их. Поэтому предлагая задание на развитие памяти предложить отобрать схематичные изображения отличительных признаков и подложить их к соответствующему животному (дикому или домашнему). Далее предлагается задание на развитие воображения: представьте себя каким-нибудь диким (домашним) животным и теперь посмотрите вокруг: что вы можете увидеть? И наконец даётся задание на развитие мышления. Детям предлагается карточка с 0-0 окошечками где располагаются схематично изображённые признаки диких животных и здесь же среди них в каком-либо окошечке один кружок лишний относящийся к домашнему животному. Детям необходимо закрыть лишний ненужный признак.

В ситуации требующей для своего решения применения новых способов дети испытывая неудовлетворённость из-за возникающих противоречий направляют себя на поиск. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса. Следовательно познавательные игры-занятия направлены на развитие ребёнка а не на сообщение ему суммы знаний умений и навыков.

Познавательные игры-занятия могут проводиться как комплексные которые включают в себя разные виды деятельности. Л.С. Выготский писал что если школьник обучается по программе предложенной ему взрослыми то дошкольник принимает эту программу в той мере в какой она становится его собственной. Как добиться того чтобы ребёнок сделал нашу программу своей? Для этого есть один путь ‑ использование тех видов деятельности которые привлекают ребёнка соответствуют его возрасту. Поэтому педагогу необходимо определить виды деятельности в которых происходит формирование способностей к наглядному моделированию и развитие воображения. Такими видами деятельности будут являться: ознакомление детей с художественной литературой ознакомление детей с природой занятия по рисованию.

Еще по теме:

Словотворчество в словообразовании. Классификация Т.Н. Ушаковой
Очень интересно привести некоторые наблюдения психолога Т.Н. Ушаковой, которая внесла большой вклад для изучения словотворчества детей. Т.Н. Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова (Ушакова Т.Н., 1970): часть какого-нибудь слова используется как целое слово («сл ...

Педагогические условия тактической, огневой и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел. Их краткая характеристика
Управление служебным коллективом и социально-психологическими процессами, протекающими в нем, - важнейшая задача руководителя ОВД. Для этого руководитель применяет различные средства. Так, чтобы сформировать у подчиненных стремление к эффективному труду, руководителями используется мотивирование их ...

Возможности ручного труда в воспитании самостоятельности в старшем дошкольном возрасте
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно. Труд развевает человека физически. И, наконец, труд должен приносить радость доставлять счастье, благопо ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0122