Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника

Психологические характеристика мотивационной сферы учения. И её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьника

Страница 4

Поэтому в ходе учебно-воспитательной работы главное внимание следует не каждому мотиву самому по себе, а его месту в общей структуре побуждений ребенка. Психологи А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова. подчеркивают роль смыслообразующих мотивов – побуждений, которые приобретают для этого конкретного ребенка подлинно личностный смысл, связаны с его человеческой позицией, главным жизненным отношением. Роль смыслообразующего мотива может приобретать то познавательный, то социальный мотив; соответственно меняется роль других мотивов и их соотношение в структуре мотивации ребенка. Иными словами, в ходе развития ребенка происходит смена доминирующих мотивов; кроме того, увеличивается роль доминирующих мотивов в поведении и развитии ребенка. Как справедливо отмечал С.Л. Рубинштейн, узловой вопрос – это вопрос о том, как мотивы, характеризующие обстоятельства, превращаются в то устойчивое, что характеризует личность. Смена доминирующих мотивов не редко происходит через противоречия, конфликты конкурирующих мотивов, и здесь особая роль принадлежит воздействию, совету учителя, помогающему школьнику найти необходимое решение и тем самым направить развитие личности ребенка в нужное русло.

Внимательный педагог, возможно, подмечал: побуждение к учению имеют и различия. По мнению В.Г. Асеева побуждения к учению могут различаться тем, на какой момент деятельности они направлены – на процесс или результат. В целом для всякой человеческой деятельности характерно диалектическое единство процессуально результативной мотивации. Но есть в этом плане и различия между видами деятельности: так, для игры более характерна процессуальная мотивация (не выиграть, а играть); для трудовой деятельности свойственна ориентация на результат, хотя в ней необходимо и удовлетворение от процесса, особенно в творческом труде. В учебной деятельности важно формировать у ученика направленность на процесс, на способы своих действий. Вместе с тем в учебной деятельности школьника всегда присутствует ориентация и на результаты учебных действий: мотивом его действий всегда служит успешный результат, положительно оцениваемый взрослым. С этим связана динамика так называемого уровня притязаний ребенка, этот уровень, как правило, поднимается в ситуации успешной учебной деятельности. Желательно, чтобы учитель с помощью оценок и отметок переводил школьников с ориентации только на результат своих действий к ориентации на способ, проверял бы не только правильность результата решения, но и особенности способа решения, с помощью которого получен результат. Тогда самоконтроль и самооценка школьника, связанный с ними уровень притязания будет объединяться в сознании школьника с успешностью не только результата, но и способа учебной работы.

Другой важной стороной изучения и развития мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником. При этом желательно ориентироваться на следующие требования сформулированные И.С. Якиманской:

1. Главной задачей обучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений, в том числе только намечающихся.

2. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его с ним самим, с его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Например, ребенок позже всех из класса научился решать задачи, это его прогресс.

3. Учителю необходимо подходить к изучению и развитию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, не смотря на внешние небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается больших достижений, чем в других сферах. Прогноз надо строить на основе анализа зоны ближайшего развития.

4. Желательно стремиться за внешне одинаковыми проявлениями, увидеть разные причины этого и их сочетание, неповторимое для каждого ребенка (неумение учиться, постановки целей).

5. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного ребенка. У каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы (умение и возможность), мотивационной (стремление), волевой и эмоциональной сферы (цели и переживания в ходе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

6. Заключение, суждение об ученике, его характеристика должны формулироваться учителем в щадящей форме, с опорой на положительные стороны и возможности ребенка. В известном смысле сведения о внутренних процессах становления личности учащихся, в том числе их мотивации, должны быть предметом профессиональной тайны учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Организация экспериментального исследования и характеристика исследуемых детей
Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ № 13» города Норильска, Красноярского края. Опытно-экспериментальная работа проводилась в период ...

Особенности речи у дошкольников с нарушением зрения
Исследованиями З Г. Ермолович, С. Л. Жильцовой, М. И. Земцовой, Н.С. Костючек, Н. А. Крыловой, Л. И. Солнцевой и другими установлено, что у ...

Методика диагностики направленности учебной мотивации
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся. Методика состоит из 20 сужде ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru