Педагогика и образование » Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников » Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию

Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию

Страница 1

Экскурсии в природу представляют способ конкретного изучения природы, т.е. изучение подлинных объектов и явлений природы, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности.

Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, т.е. "природа изучается в природе". Ее содержание определяется учебными программами.

Экскурсия как процесс познания представляет собой предметно-чувственную, практическую деятельность людей. Объекты познания - предметы внешнего мира.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии.

Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.

Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.

Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке. Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка экскурсии, ее проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на последующих уроках.

Готовясь к экскурсии, учитель определяет ее задачи, объем и содержание материала, который надо проработать на ней, место экскурсии в общей системе программных вопросов. Очень важно хорошо изучить место проведения экскурсии. Это надо делать даже в тех случаях, когда оно знакомо учителю. В процессе ознакомления с местностью найти наиболее интересные типичные объекты; изучить и определить маршрут, удобные места для остановок; продумать характер самостоятельных наблюдений учащихся; выяснить, что ребята могут собрать для коллекций (без ущерба для природы); составить план проведения экскурсии, наметить основные вопросы для итоговой беседы.

Главное, чтобы учащиеся знали, что и как надо увидеть, рассмотреть, узнать в природе.

В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты: вводная беседа, самостоятельная работа детей по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсий.

Перед началом экскурсии учитель предварительно в классе должен провести инструктаж о правилах поведения в природе, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.

Вводная беседа к экскурсии может быть проведена в классе или на месте экскурсии. В ходе ее сообщается цель и задачи экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы на экскурсии (полностью или частично). Учитель ставит вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать дикое животное, ...

Характеристика цифровой оценки
Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. 5 (отлично) - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения. Отл ...

Организация учебного сотрудничества в обучении младших школьников
Так как учебное сотрудничество - это, как было сказано выше, вид педагогического взаимодействия, то оно (сотрудничество) обладает характеристиками педагогического взаимодействия. И.А. Зимняя выделила следующие характеристики: Активность - основная характеристика взаимодействующих сторон в процессе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved 0.4634