Это относиться, прежде всего, к умениям правильно воспринимать образцы действий, показываемые учителем во время объяснения, и адекватно интерпретировать оценки, которые дает учитель действиями, производимым учениками, и их результатами. Такие умения не приходят сразу, детей приходиться учить этому.
Содержание учебной деятельности – овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Такая деятельность должна побуждаться адекватными мотивами. Ими могут быть только мотивы, непосредственно связанные с ее содержанием, то есть мотивы приобретения обобщенных способов действий, или мотивы собственного совершенствования. Если удается сформировать такие мотивы у учащихся, то этим самым поддерживаются, наполняясь новым содержанием, общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Только таким образом широкие социальные мотивы наполняются содержанием, конкретно связанным с учебной деятельностью. Теперь позиция школьника не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя, а позиция человека, совершенствующего самого себя и тем самым осуществляющего общественно значимую деятельность.
Таким образом, важнейший элемент учебной деятельности – учебно-познавательные мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.
Младший школьник выступает как субъект учебной деятельности. Проектируя образование, идет ориентация на культивирование фундаментальной человеческой способности – самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом. Сложность заключается в том, что нельзя с уверенностью назвать ни одной возрастной границы, которая не была бы обусловлена культурно исторически. Сегодня изменились представления о границах самостоятельности младших школьников. В программе начальной школы записано требование, воспитывать их учебную самостоятельность и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем, а получив аттестат зрелости, обнаруживают свою незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире.
Умение учиться резко выделяется в списке общешкольных умений – читать, писать, считать. В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей.
Педагогические условия воспитания толерантности
Воспитание толерантности представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, охватывающий все время обучения в школе. Определенное отношение к людям разных национальный культур у подростков, растущих в поликультурной среде, возникает не только в результате наблюдения за повседневным общение ...
Федеральный интернет-экзамен как инструмент мониторинга
высшего образования
Мониторинг качества образования – непрерывное мероприятие, позволяющее на местном уровне, с необходимой степенью глубины и полноты, оперативно прогнозировать и корректировать развитие системы образования. Одним из важных элементов подготовки вуза к комплексной оценке является процедура самообследов ...
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как
открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ: - кадровое, информационное обеспечение; - материально-техническая база, ресурсы; - управляющая система. Пространство развития родителей: - включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности); - преемственность и единство требований ДОУ и семьи; - взаимоотношение родителе ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.