Педагогика и образование » Развитие мотивации учения у младших школьников » Особенности учебной деятельности младшего школьника

Особенности учебной деятельности младшего школьника

Страница 2

В первое время пребывания в школе правила связаны у ребенка с новой позицией ученика и с выполнением этой новой роли. Это очень сходно с выполнением правила в школе и в классе, то тем самым он хороший ученик, прежде всего в собственных глазах. Однако недостаточно, чтобы выполнение правил выражало только отношение ученика к себе и его отношения с учителем. Важно, чтобы выполнение правил поведения в классе выражало отношение ученика к своим товарищам.

Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребенка умение регулировать свое поведение и, с другой, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.

Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребенка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них. Однако прежде чем усваивать знание о чем-то, необходимо выделить это нечто из непосредственно воспринимаемого набора свойств.

Многие дети, приходя в школу, знают буквы, умеют складывать из букв слова и даже их прочитывать. В школе их учат называть отдельные буквы. Таким образом, дети, читая, имеют дело с буквами и их названиями. Школьники относительно быстро понимают, что чтение есть быстрое название букв. Однако в действительности дело обстоит совсем не так. В результате такого чисто практического обучения у детей складывается неправильное представление о соотношении между звуками языка и буквами, их обозначающими. Многие дети, которые приходят в школу читающими, вообще ничего не знают о звуках; для них буквы – это значки, предметы, имеющие свои названия.

Такие дети сталкиваются с большими затруднениями при дальнейшем усвоении языка, знаний о его строении. Они путают звуки и буквы, произношение и написание. Для них грамматические правила выступают как внешние и формальные, не вытекающие из закономерных отношений между речью и языком.

Аналогичным образом обстоит дело с изучением математики. Большинство детей приходят в школу, уже владея практическим счетом и представлениями о количестве. Однако особенности этого счета, опирающегося на непосредственные представления о количестве отдельных предметов в группе, не совпадают математическими характеристиками количественных отношений.

Для ребенка, умеющего считать, число есть только название количества предметов, причем отдельный предмет принимается за единицу счета. В школе приходиться перестраивать доматематические представления ребенка о числе и превращать их в математическое понятие, предметом которого являются определенные отношения количеств.

Важной чертой усвоения наук является то, что научные понятия представляют собой систему и их нельзя изучать в случайной последовательности. Система научных понятий иерархична, – одни понятия входят в другие как подчиненные.

Вопрос о том, как построить систему научных понятий в каждом предмете, какие понятия исходные, до настоящего времени не совсем ясен. Это объясняется тем, что система понятий каждой науки может коренным образом изменяться вместе с приобретением новых фундаментальных знаний.

Четвертая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребенку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Структура процесса обучения и особенности его этапов
В процессе обучения отдельному двигательному действию (независимо от объекта усвоения – действия, операции, так называемой основы техники или её деталей) можно выделить три этапа, содержащие определенные стадии усвоения учебного материала. Работа на этих этапах отличается по существу решаемых задач ...

Диагностика уровня развития письменной связной речи четвероклассников
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ «Нужъяльская средняя общеобразовательная школа», «Люльпанская средняя общеобразовательная школа». В педагогическом обследовании принимали участие обучающиеся 4х классов (4 класс, обучающийся по программе «Школа России» – экспериментальный клас ...

Ознакомление старших дошкольников с произведениями С.А. Есенина
На данном этапе было выделено две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальной группе был проведен составленный нами комплекс упражнений направленных на развитие восприятия лирических произведений у детей старшего дошкольного возраста. В занятиях использовались раз ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved 0.094