Педагогика и образование » Экологическое образование и воспитание школьников при обучении географии » Метод проблемного изложения в обучении географии

Метод проблемного изложения в обучении географии

Назначение этого метода – показать учащимся сложные познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решет ее сам, раскрывая ход рассуждения ученых. Школьники мысленно следят за ходом рассуждения, учатся логическим операциям, с помощью которых решается проблема, проявляют интерес к учебному материалу, пытаются самостоятельно решать некоторые вопросы. Применение метода ограничено содержанием учебного материала и умением учителя излагать ее проблемы.

Умения – практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.

Навыки – практические действия, выполняемые автоматически. В географии преобладают умения, которые подразделяются на географические (специальные) и общеучебные.

К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.

В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена. Наряду с географическими умениями формируются общеучебные умения и навыки. Особенности умения:

– умение неразрывно связана с сознанием;

-умение связано с применением источников географических знаний.

Этапы формирования умений и навыков:

-показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется

-ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий

-показ и объяснение учителем образца выполнения действий

-тренировочные упражнения для овладения умением

-самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач.

Количество умений и навыков зависит от многочисленных причин:

-наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихся,

-от учителя (учитель должен отразить процесс формирования умений и навыков в тематическом планировании).

Программа – это основной государственный документ, по которому работает учитель в процессе обучения курсу географии.

Еще по теме:

Разработка системы самостоятельных работ учащихся и средств её комплексного обеспечения по дисциплине профессионального цикла «Технология одежды»
Сущность самостоятельной работы учащихся заключается в организации самостоятельной познаватель­ной деятельности. Она является одним из важных средств подготовки учащихся к активной самообразовательной работе и в этом состоит ее основная дидактическая цель. Анализ учебно-програмной документации, пер ...

Классификация компетенций
В докладе В. Хутмахера отмечается, что есть разные подходы к тому, что определяют в качестве основных (key) компетенций. Их может быть всего две - уметь писать и думать (scriptural thought (writing) и rational thought), или семь: учение (learning); исследование (searching); думание (thinking); обще ...

Анализ и обобщение результатов опытно - экспериментальной работы
Целью данного этапа стал анализ, обобщение и оценка произошедших изменений в формировании нравственных чувств у старших дошкольников и воспитании их нравственности. На этапе последнего контрольного эксперимента мы использовали те же методы диагностики, что и в первом констатирующем эксперименте: бе ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.2374