Назначение этого метода – показать учащимся сложные познания, движение к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решет ее сам, раскрывая ход рассуждения ученых. Школьники мысленно следят за ходом рассуждения, учатся логическим операциям, с помощью которых решается проблема, проявляют интерес к учебному материалу, пытаются самостоятельно решать некоторые вопросы. Применение метода ограничено содержанием учебного материала и умением учителя излагать ее проблемы.
Умения – практические действия, сознательно выполняемые учащимися на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.
Навыки – практические действия, выполняемые автоматически. В географии преобладают умения, которые подразделяются на географические (специальные) и общеучебные.
К физико-географическим умениям относятся: умение работать с источниками географической информации (карты, диаграммы), умение определять географическое положение объектов, обозначать и подписывать их на контурной карте, умение составлять типовые характеристики компонентов природы, умение наблюдать, фиксировать данные, объяснять изменения.
В экономической географии: умение оценивать природные ресурсы для хозяйственного использования, умение анализировать статистические данные, составлять характеристики населения, основных отраслей хозяйства, городов, промышленных узлов, экономических районов. В современной школе роль этого компонента образования усилена. Наряду с географическими умениями формируются общеучебные умения и навыки. Особенности умения:
– умение неразрывно связана с сознанием;
-умение связано с применением источников географических знаний.
Этапы формирования умений и навыков:
-показ значения умения, постановка целей овладения им, знакомство с источниками знаний, на основе которых умение применяется
-ознакомление составом умения, осознание учащимися последовательности выполнения действий
-показ и объяснение учителем образца выполнения действий
-тренировочные упражнения для овладения умением
-самостоятельное применение умения, его перенос на новый материал и использование для решения новых задач.
Количество умений и навыков зависит от многочисленных причин:
-наличие оборудования, индивидуальная особенность учащихся,
-от учителя (учитель должен отразить процесс формирования умений и навыков в тематическом планировании).
Программа – это основной государственный документ, по которому работает учитель в процессе обучения курсу географии.
Основные требования к использованию метода проектов
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время. Структурирование с ...
Роль экскурсий в развитии наблюдательности у
младших школьников
Экскурсия - форма учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наблюдать, а также непосредственно изучать различные объекты, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях. Основная дидактическая цель экскурсий - формирование новых знаний главным образом путем непосредс ...
Роль математики, в формировании и развитии интеллектуальных качеств
личности
Особенности развития высших психических функций в среднем и старшем школьных возрастах, описанные в п. 1 - потенциально возможный уровень, т. е. верхняя планка (как правило) в развитии интеллектуальных процессов. Достижению этого уровня способствует изучение учеником гуманитарных и естественно-мате ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.