Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленным темпом реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет о новых профессиональных приемах преподавания, но, в первую очередь, о изменениях типов взаимодействия Взрослого и Ребенка.
Театральная педагогика, по мнению учителей школ города Полярные Зори, занимает особое место в учебном процессе. Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:
1. Вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии, как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;
2. Профессия учителя имеет много общего с профессиями актера и режиссера. Публичность - специфика педагогической и актерской профессиональной ситуации. Как актер, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей - учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссер в процессе репетиций, так и учитель на уроке должны обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актеров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссер также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.
В последнее время проблема использования методов театральной педагогики становится актуальной для теории и практики образования. Она рассматривалась на научно-практических конференциях: Всесоюзной научно-практической конференции "Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя" (1991 г.), проходившей на базе Полтавского государственного педагогического института при участии Государственного комитета по народному образованию, Министерства культуры СССР, НИИ художественного воспитания АПН СССР и Международной конференции "Дети. Театр. Образование" (1996 г.), проходившая в г. Екатеринбурге на базе Гуманитарного центра "Театр" при поддержке Министерства образования РФ, Департамента образования Правительства Свердловской области, Управления культуры, Управления образования г. Екатеринбурга.
Ведущие педагогические и научно-исследовательские институты представили интереснейшие материалы, касающиеся теории и практики использования принципов театра в образовании, были продемонстрированы различные формы и принципы использования театральной педагогики в работе с детьми разного возраста. Материалы показали, как меняется тип взаимодействия взрослого и ребенка (игра позволяет избежать авторитарного, монологического принципа общения); учебный предмет превращается в увлекательные "предлагаемые обстоятельства"; для ребенка становится важен не только результат, но и сам процесс постижения материала.
На последней конференции был сформулирован запрос на создание образовательной программы для педагогов дошкольного, школьного и вузовского образования. С 1996 года конференции "Дети. Театр. Образование" регулярно проводятся в разных городах России, преимущественно ее Европейской части. Однако пока доминирующей темой конференций является "Школьный театр".
Воспитательный потенциал семьи
Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации. Среди многообразия ...
Созыв Комитета Диринга и его деятельность по подготовке доклада
С середины ХХ века в английской парламентской традиции сложилась определённая процедура подготовки законодательных актов в сфере образования, как, впрочем, и в некоторых других. Премьер-министр или государственный секретарь по вопросам образования и науки назначает специальный комитет во главе с ав ...
Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мас ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.