В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математического мышления.
Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, мышление не развивается полноценно без целенаправленного обучения.
В связи с этим нам представляется интересным рассмотреть проблему влияния использования приема «погружение» на развития математического мышления младших школьников.
Экспериментальная работа проводилась в 4 четверти 2008-2009 учебного года в 3 «а» и в 3 «б» классах средней общеобразовательной школы № 19 Железнодорожного района г.Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек. Оба класса работают по программе «Школа России».
3 «а» класс – работа происходит согласно учебному плану с использованием традиционных методов обучения.
3 «б» класс – при обучении математике используется прием «погружение»
3 «а» - контрольная группа (20 человек). 3 «б» - экспериментальная группа (20 человек).
Учащиеся этих классов подходят нам для проведения эксперимента, так как:
количественный состав учащихся одинаков;
ученики обоих классов примерно одного возраста;
в обоих классах учатся и мальчики и девочки;
выбранные нами учащиеся занимаются в школе по одной программе.
Цель исследования – выявить влияние использования приема «погружение» на развития математического мышления младших школьников.
Для достижения цели нашего исследования мы использовали следующие методики:
1) методика, разработанная Л.Ф. Тихомировой,
2) решение двух текстовых задач.
Методика, разработанная Л.Ф. Тихомировой
Учащимся было предложено четыре субтеста (на исследование мышления).
Первый субтест был направлен на выявление уровня способности выделять существенное. Учащимся были даны ряды слов, в каждом из которых 5 дается в скобках, а одно - перед ними. Детям нужно было найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед ними:
игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
На выполнение этого субтеста было отведено 5 минут. За каждый правильный ответ присваивался 1 балл.
Ученики, которые правильно выполняют задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и не существенные признаки.
Второй субтест - анаграмма, направлен на выявление наличия или отсутствия у младших школьников теоретического анализа (См. Приложение 1).
Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв), по данным которых они должны найти исходные слова:
упкс
вцтеко
окамднри
Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на две группы:
группа - у них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять свойства предметов, в данном случае структуру слова);
группа - учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило.
На выполнение задания отводится 5 минут. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
Третий субтест - анализ отношений понятий (аналогия). Он состоит из 10 заданий.
Особенности компетентностно-ориентированного образования
Смысл компетентностно-ориентированного образования состоит в диалектическом синтезе академического и прагматичноro образования, в обогащении личностного опыта субъекта в конструировании такой образовательной среды, которая способствует оптимальному развитию индивидуальности, уникальности обучающего ...
Опытно-экспериментальная работа по организации учебного сотрудничества на
уроках русского языка в начальной школе
В теоретической части работы были рассмотрены предпосылки и рекомендации организации учебного сотрудничества, как условие эффективного обучения русскому языку, а так же рассмотрели показатели эффективности учебного сотрудничества (повышение мотивации, повышение эффективности усвоения учебного матер ...
Индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения: о
чем необходимо помнить родителям и педагогам
Как было сказано выше, одним из условий качественного обучения, воспитания, развития, абилитации и реабилитации детей с нарушением зрения является правильный индивидуально - дифференцированный подход к детям с нарушением зрения. В этой связи очень важным оказывается точное понимание специалистами и ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.