В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математического мышления.
Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, мышление не развивается полноценно без целенаправленного обучения.
В связи с этим нам представляется интересным рассмотреть проблему влияния использования приема «погружение» на развития математического мышления младших школьников.
Экспериментальная работа проводилась в 4 четверти 2008-2009 учебного года в 3 «а» и в 3 «б» классах средней общеобразовательной школы № 19 Железнодорожного района г.Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек. Оба класса работают по программе «Школа России».
3 «а» класс – работа происходит согласно учебному плану с использованием традиционных методов обучения.
3 «б» класс – при обучении математике используется прием «погружение»
3 «а» - контрольная группа (20 человек). 3 «б» - экспериментальная группа (20 человек).
Учащиеся этих классов подходят нам для проведения эксперимента, так как:
количественный состав учащихся одинаков;
ученики обоих классов примерно одного возраста;
в обоих классах учатся и мальчики и девочки;
выбранные нами учащиеся занимаются в школе по одной программе.
Цель исследования – выявить влияние использования приема «погружение» на развития математического мышления младших школьников.
Для достижения цели нашего исследования мы использовали следующие методики:
1) методика, разработанная Л.Ф. Тихомировой,
2) решение двух текстовых задач.
Методика, разработанная Л.Ф. Тихомировой
Учащимся было предложено четыре субтеста (на исследование мышления).
Первый субтест был направлен на выявление уровня способности выделять существенное. Учащимся были даны ряды слов, в каждом из которых 5 дается в скобках, а одно - перед ними. Детям нужно было найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед ними:
игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)
куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).
На выполнение этого субтеста было отведено 5 минут. За каждый правильный ответ присваивался 1 балл.
Ученики, которые правильно выполняют задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и не существенные признаки.
Второй субтест - анаграмма, направлен на выявление наличия или отсутствия у младших школьников теоретического анализа (См. Приложение 1).
Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв), по данным которых они должны найти исходные слова:
упкс
вцтеко
окамднри
Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на две группы:
группа - у них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять свойства предметов, в данном случае структуру слова);
группа - учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило.
На выполнение задания отводится 5 минут. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.
Третий субтест - анализ отношений понятий (аналогия). Он состоит из 10 заданий.
Состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей
шестого года жизни
Цель констатирующего эксперимента – изучить состояние практики по развитию представлений о труде взрослых у детей. Констатирующий эксперимент проводился в ДОУ № 2 г. Плавска в старшей группе. В нем приняли участие 18 детей и 4 воспитателя. Эксперимент проводился с ноября 2004 года по 30 января 2005 ...
Социальная обусловленность ценностей
образования
Существенным для индивидуального ценностного самоопределения является не только содержание ценностей, но и их динамика. Механизм трансляции ценностей невозможен без символической формы. Нереализуемые ценности представляют опасность не только для индивида, но и для общества, поскольку поиски реализа ...
Психофизиологические, психологические,
педагогические условия формирования навыка письма
В работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Цветковой, Е.В. Гурьянова, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева и других раскрываются механизмы формирования письма и их нарушения. Как отмечает Б.Г. Ананьев, в процессе письма можно выделить 2 уровня организации: сенсомоторный уровень, отвечающий за технику пись ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.