В каждом задании даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из пяти слов, предложенных ниже, существуют такие же отношения. Нужно найти это четвертое слово:
1. слагаемое : сумма = множители : ?
(разность, делитель, произведение, умножение, деление);
утро : ночь = зима : ?
(мороз, день, январь, осень, сани);
круг : окружность = шар : ?
(пространство, сфера, радиус, диаметр, половина).
На выполнение данного задания учащимся отводится 15 минут. За каждый верный ответ присваивается 1 балл.
Четвертый субтест - классификация. Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале (См. Приложение 1).
Учащимся было предложено следующее задание. Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится, нужно найти это слово;
треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;
сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;
секунда, час, год, вечер, неделя.
На выполнение этого задания было отведено 5 минут. За каждый правильный ответ также присваивался 1 балл.
Таким образом, на выполнение всего теста было отведено 30 минут.
В соответствии с набранными баллами, учащиеся были распределены на 5 групп: высокий уровень развития логического мышления, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий.
Каждому из этих уровней соответствует определенное количество баллов:
высокий уровень — 25-20 баллов;
уровень выше среднего - 19-14 баллов;
средний уровень- 13-10 баллов;
уровень ниже среднего - 9-6 баллов;
низкий уровень - 5-0 баллов.
Выявление умения решать задачи
Методика:
Решение двух задач.
Задача 1. "Для детского сада купили 25 мячей по 4000 рублей и 10 мячей по 7000 рублей. Сколько денег заплатили за все эти мячи?"
Задача 2.
"За лето собрали 36 кг. 800 гр. лекарственных растений. Их них 12 кг. 250 гр. Липового цвета, листьев крапивы на 3 кг. 130 гр. Меньше, чем липового цвета, а остальное ромашка. Сколько килограммов ромашки было собрано?"
В результате применения методики, разработанной Л.Ф. Тихомировой, мы получили следующие результаты исследования: в контрольной группе высокий уровень развития математических способностей имеет 1 человек, выше среднего -2 человека, средний уровень – 10 учащихся, уровень ниже среднего – 5 человек и низкий уровень развития математического мышления – 2 человека. В экспериментальной группе высокий уровень развития математических способностей имеют 3 человека, выше среднего - 8 человек, средний уровень – 5 учащихся, уровень ниже среднего – 3 человека и низкий уровень развития математического мышления – 1 человек.
Таблица 1. Результаты применения методики, разработанной Л.Ф. Тихомировой, в контрольной и экспериментальной группе
|
Уровень |
Результаты | |||
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |||
|
Человек |
% |
Человек |
% | |
|
Высокий |
1 |
5 |
3 |
15 |
|
Выше среднего |
2 |
10 |
8 |
40 |
|
Средний |
10 |
50 |
5 |
25 |
|
Ниже среднего |
5 |
25 |
3 |
15 |
|
Низкий |
2 |
10 |
1 |
5 |
Экологическая тропа – как одна из форм воспитания
Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы учебного специального оборудованного маршрута на природе. Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми 4-7лет, просветительской работы с сотрудниками ...
Структурно-функциональная модель деятельности ДОУ как
открытой развивающейся системы
Пространство развития ДОУ: - кадровое, информационное обеспечение; - материально-техническая база, ресурсы; - управляющая система. Пространство развития родителей: - включенность семьи в ДОУ (степень интегрированности); - преемственность и единство требований ДОУ и семьи; - взаимоотношение родителе ...
Цель и задачи воспитания в педагогике Песталоцци
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его природой. Педагог не должен подавлять естественного развит ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.