Педагогика и образование » Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта » Мотивация к учению: как управлять её развитием

Мотивация к учению: как управлять её развитием

Каждому учителю известна такая ситуация: ребёнок может учиться в общеобразовательной школе, но ленив, безынициативен ко всему относиться спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить бездомно - тупую реакцию: « Не хочу! …» Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника? Это вопросы, над которыми думают и ученые, и практики.

Предлагаем вам статью, автор которой дает некоторые рекомендации о том, как пробудить познавательный интерес, какими способами мотивировать детей, управлять развитием мотивации. И хотя исчерпывающего ответа в ней нет, публикация, на наш взгляд, достойно того, чтобы обсудить её на секции августовской конференции. У каждого учителя найдутся свои ответы на этот сложный вопрос, так что обмен опытом, мнениями по этой проблеме всем пойдет на пользу.

Если вы провели в школе достаточно много времени, то не редко слышите жалобы, сетования: « В наше время дети относятся к учебе совершенно безразлично », « Дети не внимательны, равнодушны к учебе, у них нет мотивации »… Действительно, отсутствие мотивации - основная причина учебной неспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увеличить их познание нового?

Мотивация – это процесс, определяющие движение к поставленной цели, это факторы ( внешней и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации - это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия.

Изучение мотивации позволяет ответить на три основных вопроса:

- Какие потребности побуждают человека к действию, вызывают активность?

- Каковы особенности целеустремленной личности?

- Какие условия пробуждают мотивы, заставляя человека настойчиво идти к цели (внешние факторы мотивации)?

Мотивационными процессами (мотивированием) можно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать ребят – поощрением или наказанием.

При подготовке к уроку, в работе над учебным планом, учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученик хотел учиться? Как наилучшим способом спланировать виды деятельности на уроке? Изучать проблемы мотивации, мы убедились в том, что учителя с демократическим стилем управлением учебой деятельности стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущения продвижения вперед, переживания успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровни сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивают результатов деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышления, организуют сотрудничество учеников на уроке, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехе ребят. Необходимое условие для всего этого, психологическая основа – знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

И вот ещё что мы заметили, работая с учителями: педагоги с авторитетным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.

Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы я вижу в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь – познавательных, социальных (самоуважение, признание товарищей). Это, повторю, не означает, что использование внешних стимулов, метод «кнута и пряника» не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивациями, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись.

Еще по теме:

Интернет-технологии в образовании
Электронная почта (E-mail) Электронная почта - первая, наиболее распространенная и эффективная из служб Интернет. Электронная почта являетс ...

Цели, задачи и содержание обучения грамматике
Слово грамматика многозначно. С одной стороны, слово грамматика употребляется в значении "грамматический строй", т.е. строение сл ...

Функции наглядных пособий
Наглядные пособия выполняют следующие функции: ознакомление с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в школе; ознаком ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru