Источник активности человека, как известно, - его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Он появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную свою потребность. Уровень развития потребностей у людей различен. Сегодня мы хорошо пользуемся классификацией потребностей по Маслоу, согласно которой в течение жизни потребности (низшие и высшие) меняются – одни исчезают, появляются другие. Высшие потребности возникают при удовлетворении низших, в случае конфликта потребностей побеждают низшие; жизнь на удовлетворения потребностей высокого уровня более продуктивна, более счастлива; хорошее общество состоит из зрелых личностей – людей с высоким уровнем развития потребностей и мотивов.
Всё это характерно и для школы. В каждом классе присутствуют ученики с разным уровнем потребностей и мотивов учения. С помощью таблицы можно проанализировать примерное соотношение потребностей детей и мотивов учения (табл.1):
Таблица 1
Потребности |
Мотивы учения |
Самоактулизация, самоосознание личности |
Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях |
Творческие и эстетические потребности |
Стремление познать новое, что-то сделать, получить радость творческого озарения |
Самоуважение и самопринятие |
Радость достижения успеха: учиться надо хорошо, чтобы уважать себя |
Принадлежность: любовь, принятие группой |
Социальные мотивы: учиться, чтобы уважали и любили друзья, одноклассники |
Безопасность: физическая и психологическая |
Учиться, чтобы не наказывали, чтобы не стыдно было перед окружающими |
Потребности в выживании в пищи, воде, жилье… |
Материальные мотивы: учиться, чтобы получить вознаграждение, устроить свою жизнь |
Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей среднего
дошкольного возраста
Сочетание музыкальной и театральной деятельности позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок – дошкольник учится ...
Основные направления социально-педагогической
деятельности по коррекции агрессивного поведения подростков
В рамках данного направления под коррекцией понимается исправление недостатков развития личности. Д.И. Фельдштейн определяет коррекционно-воспитательную работу как систему педагогических мероприятий, по преодолению и ослаблению нарушений психического и физического развития с помощью системы педагог ...
Психологические закономерности формирования орфографической грамотности у
учащихся
Для успешного обучения мало вооружиться одной лингвистической теорией. Чтобы усвоить правила грамотного письма, ими надо владеть как инструментом, как способом действия. В педагогической литературе устоявшимся является положение . о том, что «школьный учебный предмет не является сокращенной и упро ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.