Педагогика и образование » Особенности нарушения письменной речи у учащихся 4-ого класса общеобразовательной школы » Анализ методической литературы по вопросам изучения и устранения нарушений письма

Анализ методической литературы по вопросам изучения и устранения нарушений письма

Страница 1

В методологической литературе авторов: Р.Е. Левиной, Г. Чиркиной, Н.Н. Волосковой, Е. Тихоновой, Е. Куценко, С.А. Андреевой дается много рекомендаций по преодолению нарушений письма.

Письмо и чтение – это особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру.

Сегодня среди учеников начальных классов около 20–25% детей страдают различными нарушениями речи, указывает Е.А. Фролов. Дети с не резко выраженными речевыми нарушениями, как правило, овладевают навыками письма и чтения, но при этом допускают большое количество специфических ошибок, которые учитель обычными педагогическими методами устранить не в силах.

Охарактеризуем эту категорию детей. Исследованиями установлено, что трудности при обучении грамоте, а позже и родному языку, испытывают дети, имеющие нарушения звуковой стороны речи, при котором страдает не только произношение отдельных звуков речи, но и различение их на слух. При этом биологический слух у них не снижен. Они с трудом расчленяют звуковой поток на отдельные слова, слоги, звуки; не могут определить их последовательность. Одним словом, не владеют навыками звукового анализа и синтеза. В их устной речи преобладают замены и смешения звуков, близких по артикуляции, глухих и звонких, твердых и мягких, характерно неустойчивое употребление звуков в словах различной слоговой структуры. Ребенок может правильно повторить за взрослым все звуки (изолированно или в слогах), но в процессе речи часто заменяет их близкими по звучанию или артикуляции.

Такие особенности могут остаться незамеченными родителями или учителем, но они свидетельствуют о том, что у ребенка недостаточно сформировано фонематическое восприятие и он не готов к полноценному освоению письма и чтения.

Типичные проявления нарушений техники чтения состоят в следующем: дети не способны осуществить анализ и синтез слов, пропускают или, напротив, вставляют лишние буквы; искажают структуру слова; повторяют, добавляют или пропускают слова; заменяют одно слово другим, сходным по звучанию или по смыслу. При этом отмечается недостаточный темп чтения и, главное, низкий уровень понимания прочитанного текста. Подобные ошибки, как и при дисграфии, носят устойчивый характер и их нужно отличать от отдельных нестойких ошибок на раннем этапе овладения навыком чтения. В основе дислексии и дисграфии у детей младшего школьного возраста чаще всего недостаточная психофизиологическая готовность к усвоению навыков письма и чтения.

На успешность овладения письмом и чтением могут повлиять индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, высокая истощаемость, низкая работоспособность, трудности организации деятельности, возрастная несформированность познавательных функций. Выделяют и психолого-педагогические проблемы. Требования единой методики обучения письму и чтению в общеобразовательной школе не всегда совпадают с функциональными возможностями детей, особенно если у них отмечалась задержка речевого развития.

Определенные трудности в усвоении письма и чтения могут быть обусловлены несформированностью процессов самоконтроля и саморегуляции. В этих случаях проявляется нерегулярный случайный пропуск букв, слогов, недописывание слов и предложений, медленный темп письма и чтения, неумение обнаружить свои ошибки. Характерно возрастание ошибок к концу письменной работы, трудности формирования двигательного навыка письма.

Большой ошибкой является распространенное мнение о том, что перечисленные трудности исчезнут по мере продвижения в школьной программе. Наоборот, если они обусловлены системным речевым недоразвитием, с усложнением программных требований нарушения письма и чтения усугубляются. Они становятся основной причиной стойкой неуспеваемости, и ребенок окончательно теряет интерес к учебе, как отмечает Г.Чиркина.

Первой задачей является установление реальной картины и степени отставания ребенка от сверстников:

Часто все находится в пределах нормы, но излишне тревожные или тщеславные родители считают, что ребенок отстает.

Ребенок мог просто пропускать занятия и потому отстать.

Ребенок может иметь сниженный интеллект. Только после того, как эти причины отвергнуты, надо переходить в собственно нейролингвистической оценке ситуации.

Второй задачей является определение уровня интеллекта.

Третьей задачей является выявление уровня речевого развития ребенка, его владения устной речью.

Четвертой задачей является анализ психопатологической картины и назначение лечения и других видов коррекции.

Оценка умственного развития: диссонанс между вербальным и невербальным интеллектом. При дисграфии умственные операции, не требующие участия речи, развиты значительно лучше. Поэтому наиболее информативны задания, требующие логических операций невербального характера (классификации, пространственная комбинаторика, поиск алгоритма изменения фигур и т.д.) - невербальные тесты Векслера. Полезны методики рисования предметов по памяти и срисовывания геометрических фигур. Необходимо проверять кратковременную слухоречевую память, способность к рядообразованию (цифры, дни недели, алфавит и т.д.).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формирование двигательных умений и навыков в процессе физического воспитания
Обучение в процессе физического воспитания обеспечивает одну из сторон – физическое образование, под которым понимается «системное усвоение ...

Общие сведения о массаже
Все органы, ткани и функционирующие системы организма человека, находясь в неразрывных взаимосвязях, представляют собой единое целое. В свя ...

Цель, этапы, содержание опытно-экспериментальной работы по решению проблемы исследования
Целью экспериментальной работы явилась проверка эффективности воздействия предлагаемых нами педагогических условий в рамках разработанной п ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.directeducation.ru