Опытный учитель знает: главный возрастной мотив школьников – мотив достижения. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребёнком, увлечённо играющим, и учеником, стремящимся лучше учиться? У каждого из них актуализирован мотив достижения успеха, стремление расширить собственные возможности. Мотив достижения – как правило, связан со стремлением добиться успеха, избегать неудач, с тем чтобы повысить или сохранить самоуважение, самооценку, уважение окружающих. Развитие мотива, баланс стремления к успеху и желания избегать неудач могут различаться: одни люди больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое, не рисковать, ставя перед собой новую плашку достижений. Индивидуальные различия проявляются в таких вариантах поведения (табл.2).
Таблица 2
|
Характеристика деятельности |
Люди с мотивом стремления к успеху |
Люди с мотивом избегания неудач |
|
Стремление к достижению |
Активно ищут ситуации соревновательности, риска с ответственностью за исход |
Избегают рискованных ситуаций, а попадая в них, «плывут по течению» |
|
Постановка цели |
Выбирают цели выше средней трудности (успех в достижении позволяет подтвердить самооценку) |
Ставят либо очень лёгкие, либо очень трудные цели, так, чтобы успех или неуспех не влиял на самооценку |
|
Действия |
Настойчивы и упорны в достижении цели, действуют самостоятельно, преодолевая трудности |
Склонны к поиску помощи и поддержки, отвлекаются от деятельности (фантазируют) |
|
Результат |
Эффективны, в случае неудачи сохраняют или несколько снижают уровень сложности, в случае удачи повышают |
Эффективны в случае лёгких целей. При неудачи отказываются от реалистичной стратегии |
|
Оценка окружающих |
Стремятся к получению обратной связи, активно реагируют на неё |
Не стремятся получить информацию или игнорируют её |
|
Самооценка |
Самооценка реалистичная и устойчивая. Успех рассматривают как результат усилий, неудачу как следствие стечения обстоятельств |
Завышенная или заниженная, неустойчивая самооценка, успех рассматривается как случайный, а неудача как проявление плохих способностей |
|
Планирование временной перспективы |
Умеренное, реалистичное планирование. При высоком уровне достижений – появляется ориентация на отдалённое будущее |
Глобальное либо очень узкое планирование, уклонение от реалистичного планирования |
Мотив достижения как стремление к самоуважению
Самооценка – суждение о собственной ценности, о своих качествах – отражает степень самоуважения, отношение ко всему, что входит в сферу «Я». Самооценка в деятельности – оценка своих возможностей в какой-то области, например, в изучении математики (физики, гуманитарных предметов). Самооценка связана с уровнем притязаний личности, который определяется сложностью целей, поставленных перед собой. Уровень притязаний может быть реалистичным (соответствующим возможностям) и нереалистичным (завышенным или заниженным). Самооценка меняется в зависимости от успеха или неудачи в деятельности и связана с начальным уровнем притязаний.
Основные правила использования проблемных ситуаций
на занятиях по труду в средней школе
Существуют различные способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к выявлению несоответствий между изучаемыми предметами, явлениями; использование затруднений практического характера, для преодоления которых необходимы новые знания и трудовые умения; создание ситуаций выбора фактов, пр ...
Проект Локка о рабочих школах
Выше мы уже отмечали отрицательное отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством обкрадывать фруктовые сады». Это нескрываемое презре ...
Педагогическая практика Средневекового Востока
Главным ретранслятором образованности в исламском мире являлся арабский язык. Арабская письменность была создана в VII в. на основе арамейского письма. Овладение арабской письменностью было непременным условием для образованного человека и учителя. По исламской традиции обучение начиналось в семье. ...
Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.