Педагогика и образование » Государственный образовательный стандарт. Характеристика результатов обучения » Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов

Принципы проверки и оценки результатов обучения при использовании образовательных стандартов

Страница 1

Введение в практику обучения образовательных стандартов во многом меняет методику, средства проверки и оценки результатов обучения. Принятый в настоящее время так называемый «нормированный» подход, направленный на ранжирование школьников на несколько групп по уровню усвоения учебного материала и ориентированный на определенные «нормы» усвоения, неприемлем для оценки достижения школьниками уровня требований к учебной подготовке, определяемой стандартом.

Основное назначение системы оценки в этом случае - выявить овладение или неовладение учащимися знаниями и умениями, зафиксированными в стандарте. Следовательно, содержание обязательных требований должно быть основанием при определении содержания проверки и важнейшим критерием оценки ее результатов. Такой подход принято называть критериально-ориентированным.

Принципиально иное назначение проверки результатов обучения школьников при критериально-ориентированном подходе определяет специфику целого ряда требований к ее содержанию и технологии оценки уровня обученности.

Для оценки достижения уровня обученности, предусмотренного стандартом, целесообразно использовать дихотомическую (двоичную, альтернативную) школу типа: «достиг» или «не достиг», «зачет» или «незачет» и т.п. Это суждение должно выноситься на основе интегральной оценки, полученной за выполнение проверочной работы. При этом все задания, включенные в работу, признаются равными по своей значимости и их выполнение также оценивается по дихотомической шкале.

Таким образом, образовательный стандарт - система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами образовательного стандарта являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. Образовательный стандарт понимается как описание минимальных обязательных требований к целям и содержанию обучения.

В образовательном стандарте формулируются цели обучения и воспитания, обязательные требования к образованию, закрепленные в нормативных документах. Нормы и требования, установленные образовательный стандарт, принимаются в качестве эталона при оценке качества основных сторон образования.

В настоящее время идет работа над созданием стандарта второго поколения, развести понятия школьной программы и стоящего за ней стандарта - на сегодняшний день важнейшая задача с точки зрения методологии.

Стандарт «второго поколения», по мнению его авторов, должен сформулировать требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных учебных программ. При этом качественно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля были ребенок, его успехи, знания и навыки, то теперь предполагается поставить под контроль всю систему школьного образования. Существенно расширяется и меняется набор оцениваемых параметров. Наряду с оценкой успеваемости ученика планируется определить требования к результатам и условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы и т.п. При этом важно установить соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. Ожидаемые результаты должны быть адекватными вкладываемым ресурсам.

В рамках образовательного стандарта предполагается четкая регламентация зон ответственности. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование основных требований к результатам образования, регион - за материально-техническое обеспечение (учебники, Интернет и т.д.), школа - за реализацию образовательных программ. Отсутствие регионального компонента в новом стандарте не означает отказа от вариативности образования, говорят его разработчики. Просто теперь законом об образовательном стандарте регламентируется только федеральный компонент, «региональные» часы остаются в качестве прерогативы региональных властей и администрации школы и потому федеральным законом не прописываются.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Процессы обслуживания читателей в школьных библиотеках
Приняв за аксиому существование прочной взаимосвязи между запросами читателей и библиотечными услугами, необходимо отметить, что поскольку содержание запросов почти всегда различно, то и содержание услуг всегда имеет свою специфику и ресурсную базу их выполнения. В течении прошлых десятилетий техно ...

Психологические причины неуспеваемости младших школьников
Почему неуспевающие дети — это вечная проблема школы? Педагоги-ученые основную причину неуспеваемости видят, прежде всего, в несовершенстве методов преподавания. С этим нельзя не согласиться. Опыт работы педагогов-новаторов В.Н. Шаталова, С.Н. Лысенковой и других подтверждает верность такой точки з ...

Развитие словаря в онтогенезе
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребёнок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved 0.0203