Педагогика и образование » Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта » Результирующая мотивация. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации

Результирующая мотивация. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации

Страница 1

Нередко ученики испытывают конфликт мотивов. Например, ученик постепенно делает выбор – стремиться к успеху или избегать неудач.

В конфликт могут вступать, например, мотив достижения и социальный мотив. Ученик, стремящийся к личным достижениям, может скрывать свои знания в классе, где преобладает негативное отношение к учёбе.

Особенно важной является проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации. Французский психолог Де Чармс предложил гипотезу: внешняя мотивация уменьшает внутреннюю. Ослабление внутренней мотивации под воздействием внешнего подкрепления было зафиксировано во время экспериментов в детском саду. Дошкольники, любящие рисовать, получали вознаграждение за это. Ожидаемые награды, в отличие от неожиданных, снижают активность. Особенно сильное снижение темпа работы наблюдалось у тех детей, кто ждал награду, но не получил её. Регулярное длительное подкрепление постепенно ослабляет внутреннюю мотивацию, так как воспринимается как внешний контроль. Тщательный контроль за деятельностью резко ослабляет внутреннюю мотивацию, применение власти может полностью разрушить её. В практике выявлены и такие ситуации: внутренняя мотивация усиливалась после снятия внешнего поощрения, активность повышалась после отказа в помощи. В целом же проблема взаимодействия внешней и внутренней мотивации недостаточно изучена. Ясно одно: разные ученики требуют разного подхода к мотивированию. Кого-то надо вовлекать в деятельность «за компанию», кого-то мотивировать поощрениями , а кого-то – предоставленной свободой.

Ошибки в мотивировании

Тревожность и страх на уроках – помеха развитию мотивации. Иногда учителя провоцируют страх и тревогу, запугивая последствиями и создавая атмосферу постоянной угрозы наказания или унижения. Здесь стоит вспомнить теорию условных рефлексов великого русского физиолога И.П. Павлова, который ввёл понятие ассоциация событий – если два события встречаются вместе несколько раз, то позже, когда представлено одно событие, вспоминается и второе. Например, страх ученика перед школой или преподаватель, заставивший ребёнка пережить унижение.

Страх заставляет ученика выполнить действие (сиюминутный позитивный эффект), но в долговременном плане эффект отрицательный – вся ситуация учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями, что снижает мотивацию. Установлено, что информация, связанная с негативными эмоциями, непреднамеренно забывается, поэтому учебный материал, рассказанный нелюбимым учителем, не запоминается. Отдельные ученики испытывают сильную тревогу даже при доброжелательном и не угрожающем поведении учителя. Во время контрольной они делают в среднем в три раза больше ошибок и тратят в два раза больше времени на решение каждой задачи, чем их одноклассники. Тревожные дети пропускают много информации, поэтому что их мысли сосредоточены на личных переживаниях.

Чтобы не возникало чувства тревожности, не используйте угрозы для мотивирования, это абсурдно. Пытайтесь вызвать приятные ассоциации при обучении, создайте позитивную атмосферу и комфорт во время занятий. Избегайте ситуации, когда очень тревожные ученики должны выступать перед большими группами. Задавайте таким детям вопросы, на которые можно просто ответить «да» или «нет», или другой короткой репликой, давайте им возможность отвечать перед небольшими группами.

Перед контрольной или тестированием убедитесь, что все указания ясны. Для этого лучше написать пояснения к тексту на доске. Поинтересуйтесь у нескольких школьников, как они будут выполнять задание. Избегайте ненужных временных ограничений.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Воспитание у восточных славян в 6-9 веках. Народная педагогика
Воспитание детей у восточных славян при первобытно-общинном строе в период с VI в. по IX в. осуществлялось через включение подрастающего поколения в трудовую, хозяйственную, бытовую, ритуально-обрядовую деятельность взрослых. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, свя ...

Проблема формирования экологических знаний у младших школьников
Формирование экологических знаний является одной из задач современной начальной школы. Прежде всего, дадим определение понятию «знание». С философской точки зрения «знание» - это «проверенный общественно-исторической практикой и удовлетворенный логикой результат процесса познания действительности, ...

Формы и методы применения информационных технологий в образовании
Информационные технологии выполняют в образовательном процессе двоякую роль: с одной стороны, они являются предметом изучения и практического освоения, а с другой - инструментальным средством, с помощью которого удается повысить результативность и эффективность изучения практически всех дисциплин у ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0223