Педагогика и образование » Дидактическая игра как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта » Результирующая мотивация. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации

Результирующая мотивация. Взаимодействие внутренней и внешней мотивации

Страница 2

При неправильном мотивировании нередко проявляются аффективные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние. Ученики с аффективными реакциями выбирают задачи, не соответствующие их возможностям: или слишком трудно, или слишком лёгкие. Аффективнее реакции на неудачу – это отказ признать своё поражение.

При неправильном мотивировании может появиться выученная беспомощность – безнадёжность и покорность, ребёнок утрачивает контроль над повторяющимися неприятными событиями. В этой ситуации появляется тройной отрицательный эффект: мотивационный (отсутствие желания действовать), когнитивный (ощущения собственной беспомощности) и эмоциональный (негативное). Выученную беспомощность можно корректировать: объяснить ребёнку её происхождение, создать условия для достижения успеха.

И в заключение замечу: мотивированность детей тем выше, чем лучше общий настрой в школе, её жизненный уклад, чем интереснее дела внеучебные, в которые вовлекаются ребята. Интересный кружок, трудовая занятость, драматическая студия – да мало ли дел, которые косвенно пробуждают в ребятах мотивацию к учению! Ведь познавательный интерес – одна из самых сущностных базовых потребностей человека.

Анкета школьной мотивации

Анкета для определения школьной мотивации учащихся начальных классов. Разработана Лускановой Н. Г. Позволяет отнести ученика к следующим группам по результатам.

I. Высокая школьная мотивация, учебная активность – 25-30 баллов.

II. Нормальная школьная мотивация - 20-24 балла.

III. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебными сторонами - 15-19 баллов.

IV. Низкая школьная мотивация - 10-14 баллов.

V. Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация - ниже 10 баллов.

1. Тебе нравится в школе?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью думаешь о том, что пойдёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Хочешь ли ты, чтобы тебе не задавали домашних задании?

-хочу

- не хочу

- не знаю

6. Хочешь ли ты, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хочу

- хочу

7. Часто ли ты рассказываешь о школе родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Хочешь ли ты, чтобы у тебя была менее строгая учительница?

- точно не знаю

- хочу

- не хочу

9. У тебя в классе много друзей?

-мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся

- не нравятся

- не очень

Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1, положительный - 3 балла).

Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

Методика «Определение мотивов учения»

(Методика разработана в 1988 г. М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок – в 1993 г. И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой.)

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Критерии оценки эффективности процесса реализации социально-педагогического потенциала учреждения дополнительного образования
Дополнительное образование характеризуется как процесс освоения добровольного избранного человеком вида деятельности или области знаний, выходящих за рамки стандарта обязательного (общего, начального, среднего или высшего профессионального) образования. Таким образом, дополнительное образование – э ...

Предмет и принципы психодиагностики
Психодиагностика - это не только направление в практической психологии, но и теоретическая дисциплина. Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление психологического диагноза – описание состояния объектов, коими могут выступать отдельная личность, группа или организация. ...

Проблемное обучение в профессионально-техническом образовании
Проблемное обучение — это целостная система, в основе которой лежит идея разрешения проблем. Проблемное обучение основано на получении новых знаний обучающихся посредством разрешения проблемных ситуаций как практического, так и теоретико-познавательного характера. Проблемная ситуация возникает, тог ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0094