Педагогика и образование » Использование элементов программированного обучения в процессе освоения курса информатики в основной школе » Средства программированного обучения

Средства программированного обучения

Страница 2

К средствам обучения первого уровня В.В. Краевский относит те средства, которые учитель может использовать для организации и проведения урока. К средствам обучения второго уровня относятся средства, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для организации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практическом занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношения и взаимосвязи. Таким образом, В.В. Краевский предлагает трехуровневую систему средств обучения.

Таблица 1 Трехуровневая система средств обучения

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне урока

- языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи;

- произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

- средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы);

- учебные компьютерные программы по теме урока;

- организующе-координирующая деятельность учителя;

- уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

- методы и формы организации учебной деятельности на уроке.

-отдельные тексты из учебника, пособий и книг;

- отдельный задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

- тестовый материал;

- средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

- технические средства обучения (ТСО);

- лабораторное оборудование.

На уровне предмета

- система условных обозначений отдельных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат);

- искусственная среда для накопления навыков по денному предмету (спортивный зал, лингафонный кабинет);

- учебный компьютерный программы, охватывающие весь курс обучения предмету.

- учебники и учебные пособия;

- дидактические материалы;

- методические разработки (рекомендации) по предмету;

- книги-первоисточники;

На уровне всего процесса обучения

- система обучения;

- методы обучения;

- система общешкольных требований.

- кабинеты для обучения;

- библиотеки;

- столовые, буфеты;

- медицинский кабинет;

- помещения для администрации и педагогов;

- раздевалки;

- рекреации.

Объективная необходимость использования наглядных средств и технических средств обучения (ТСО) в процессе обучения заключается в их огромном влиянии на процесс понимания и запоминания: при опытной проверке эффективности запоминания текста установлено, что при слуховом восприятии усваивается 15% информации, при зрительном - 25, а в комплексе, т.е. при зрительном и слуховом одновременно, - 65%.

Исследования физиологов показали, что 80% информации человек получает через зрительный анализатор. Пропускная способность каналов приема и обработки информации по линии "ухо - мозг" равна 50 000 бит/с, а по линии "глаз - мозг" - 50 000 000 бит/с.

Эти данные позволили С.А. Смирнову сделать вывод, что учитель должен сочетать вербальные методы с невербальными (зрительными, наглядными). И даже учитель иностранного языка, отказавшийся от традиционной методики с ее словесными (вербальными) методами, может добиться более высоких результатов путем использования наглядных средств и ТСО.

Специфически сложным является вопрос о взаимоотношении технических средств обучения с учителем. Иногда, "помогая" учителю и частично заменяя его, что в значительной части относится к использованию компьютеров в старших классах, технические средства обучения "вытесняют" учителя. В педагогической литературе достаточно много написано на эту тему. Но полностью вытеснить учителя из школы невозможно (время работы на компьютере учащегося ограничено по медицинским показателям 20-30 мин в день для начальной школы и несколькими часами для старшей). Широкое использование компьютеров в старших классах может привести лишь к изменению характера деятельности учителя на этих уроках, но не к его полному вытеснению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Проектно-исследовательская деятельность как один из методов образовательного процесса
Исследовательская деятельность лежит в основе научной деятельности, однако в рамках образовательного процесса данная исследовательская деятельность, хоть и схожа с научной, однако имеет перед собой совершенно иные цели. Как и научно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность в р ...

Основные функции, методы работы, документация, права и обязанности школьного социального педагога
Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е. обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; с ...

Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
В познавательном развитии ребенка раннего возраста первые математические успехи занимают значительное место. Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве — необходимо для полноценного восприятия ими окружа ...

Педагогика как наука


Педагогика как наука

Обучение было и всегда будет, пока живет человечество. Можно сказать, что подготовка молодого поколения к участию в жизни общества путем передачи социального опыта есть неотъемлемая общественная функция во все времена и у всех народов.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved 0.0134